17.02.2023 17:00
Поделиться

В фильме "Нюрнберг" знаменитый процесс служит фоном для истории любви

История о том, как режиссер Николай Лебедев пришел к съемкам фильма "Нюрнберг" (картина выходит в прокат 23 февраля 2023 года), сама заслуживает описания. Первоначально он был заявлен на фильме "Воланд", в основе которого - роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Однако затем режиссера на проекте поменяли, и Лебедев взялся за "Нюрнберг" - фильм не менее масштабный, также рассказывающий историю любви в страшные времена, и тоже с мистическими совпадениями в сюжете. С той лишь разницей, что "Нюрнберг" лишен фантазийных и комедийных элементов, но при этом он также основан на книге: "На веки вечные. Роман-хроника времен Нюрнбергского процесса" Александра Звягинцева. При этом Лебедев в титрах значится и как автор сценария, и как режиссер, что свидетельствует о том, что книга была в значительной степени переработана.

На первом плане в фильме - личная история двух молодых людей, которые волей случая оказались в Нюрнберге во время знаменитого процесса. Он - военный переводчик, в прошлом - разведчик. Она - военнопленная, угнанная немцами в Берлин. Его играет Сергей Кемпо, актер очень талантливый и недооцененный в кино. "Нюрнберг" исполняет эту досадную оплошность: после фильма Кемпо сразу же выйдет на первый план. Девушка - Любовь Аксенова - актриса, которая, простите за каламбур, играет любовь очень часто в новейшем российском кино, но каждый раз по-разному. Зрители ее знают по таким фильмам и сериалам, как "Салют -7", "Майор Гром", "Бывшие", "Настя, соберись!", "Гроза", "Почка", "Без меня!" и другим.

В фильме есть и звезды первой величины - так, главного обвинителя на процессе с советской стороны Романа Руденко играет Сергей Безруков, полковника Мигачева - Евгений Миронов, в картине заняты и Алексей Бардуков, и Игорь Петренко. При этом в ней снимались и известные иностранные актеры. Обозреватель "РГ" была на "Мосфильме" во время съемок и знает, каким трудом продюсерам во время пандемии удалось сделать так, чтобы артисты приехали в Москву. А в "Нюрнберге" играют представители США, Великобритании, Германии, Чехии, Франции, Бельгии, Австрии, Дании и других стран. Вольфганг Черни, Шарлотта Харвуд, Клаус Шиндлер, Карстен Нергор, Жорж Девдариани и другие.

…В наше время, когда идешь в кинотеатр на фильм патриотический и военный (а "Нюрнберг" - такой), больше всего опасаешься, что кино будет пропитано идеологией, авторы начнут нагружать смыслами, взывать к совести и призывать делать скороспелые, но "правильные" выводы. Режиссеру Лебедеву удалось обойти как все названные позиции, так и остальные возможные. Причина в том, что он представил в актуально звучащем фильме разные точки зрения на события. Дал высказаться всем сторонам. Все, кого судят на Нюрнбегском процессе, не считают себя виновными, хотя чудовищные свидетельства преступлений налицо (тем, кого пугают кадры хроники лагерей и свидетельства жестокости фашистов, стоит подумать, прежде чем идти в кино). Вот - немка, которая считает, что ее страну судят несправедливо; вот - русский, который пошел на предательство только потому, что уверен - 37-й был хуже, чем вся Великая Отечественная и Вторая мировая; вот - человек который разделяет в своем сознании власть и страну, а вот - другой, который считает, что своих должны судить свои, а никакой не международный трибунал.

Есть тот, кто представляет интересы союзников - он подумает: помочь ли или держаться в стороне. И есть тот, кто фиксирует: "они нас ненавидят за то, что сами натворили"... А также тот, что говорит: "Вы русские способны только на одно - все погубить". Есть мнение, что "все пленные - это предатели"... Котел страстей! В фильме Лебедева есть эпизоды, которые в современной ситуации для многих - как красная тряпка для быка. Ну что ж - художник говорит о том, что у него и у других болит. Кстати, самого Николая Лебедева можно увидеть в небольшом эпизоде - он играет, по сути, самого себя - человека, который занимается кино. Искры идеологические рассыпаны у режиссера по всему фильму. Обвинение осужденных, обвинение обвинителей. Но наиболее ярким в плане высказывания стал монолог героя Евгения Миронова. И вот лишь одна фраза из него: он говорит о том, что за каждой бумажкой на процессе - человеческая судьба.

Остальное нужно слышать и видеть, поскольку словами это не передать. И оценивать самим.

Нюрнбергский процесс идет в картине фоном для истории любви. В ситуации разноголосицы мнений, когда война у людей в головах, и они забыли, как жить мирной жизнью, полюбить, казалось бы, невозможно. Происходит тотальная утрата доверия. Как верить человеку, которого ты не знал ранее? А вдруг донесет, изменит, предаст? Ведь предают люди, которые знали друг друга много лет, съели пуд соли вместе, и - на тебе! А тут - новые знакомые. Все в истории любви героев складывается так, что должно оттолкнуть их друг от друга. Но по ходу фильма видно, как, словно подснежник из-под снега, между ней и ним проклевывается доверие друг к другу. Они боятся, но это чувство уже не остановить, и оно разрастается до уровня настоящей любви. Искренность - доверие - любовь - это, если говорить совсем уж просто, - формула, по которой сделана основная история фильма "Нюрнберг"

…А вокруг в это время идет судилище и чистилище, где каждый с пеной у рта отстаивает свою правду. И вся она выглядит убедительной. Русские бы начали войну сами, если бы немцы не напали первыми? Умер ли главный преступник или его двойник? Тома бумаг, горы эмоций... Подкупаются и уничтожаются свидетели и те, кто может повлиять на ход процесса, - на карту поставлено слишком многое. Не жалеют ни женщин, ни детей. Каждая строчка в биографии любого человека в момент может стать приговором.

Николай Лебедев - режиссер советской школы. И весь фильм он демонстрирует свое искусство просто говорить о сложном. Порой кажется, что сейчас он собьется в штамп, но каждый раз этого не происходит. Вот в самом начале щеколда, которая словно открывает дверь в историю, вот сцена взаимоотношений девочки и русского солдата, но... не та, которая уже стала нарицательной. Вот главный злодей, кличка которого - Молот, потому что он рушит чужие судьбы (интересно - был такой человек на самом деле или Лебедев его придумал и вывел собирательный образ?)... При этом весь фильм при кажущейся простоте наполнен скрытыми смыслами, как бы сейчас сказали - "пасхалками". Разрушенные церкви и фрески с изображением Христа, словно говорящие о том, где именно будет настоящий праведный суд. Человек без лица. Тема спасенного художника, который благодаря таланту запечатлеет все как было. Недописанные картины. Кадры словно превращающиеся в живопись, например, голуби мира или клубы дыма - как завеса, скрывающая тайны истории. И рядом с этим всем - несколько длинных сцен, в которых используется искусство мастерского параллельного монтажа. Скажем, когда ставится, казалось бы, окончательная точка на процессе и с преступниками все решено, идет схватка героев, олицетворяющих мировое добро и зло, - за самое важное, за любовь.

Николаю Лебедеву удалось в фильме показать то, что суд происходит на разных уровнях. Есть суд истории и суд отдельного человека. Сам международный процесс - политическое показательное действо, где сошлись интересы сильнейших мира сего. Но при этом у каждого человека в любой семье есть свой личный суд, своя шкала, по которой он оценивает время и решает, кто прав, кто виноват. И поэтому и звучит, что за каждой бумажкой - человеческая судьба. И таким образом тоже показано, как на фоне прежней зарождается новая история и как случившиеся события на нее влияют.

Режиссер фильма "Нюрнберг" подводит каждого зрителя к тому, чтобы он сделал выводы сам, и Лебедев доказал, что он и этим искусством владеет в совершенстве.

Кстати

Первые зрители - участники СВО

На обложку романа АлександрЗвягинцев поместил фото мамы. Фото: Институт государства и права РАН

Предпремьерные показы фильма "Нюрнберг" прошли во Дворце офицеров в Ростове-на-Дону, а затем в военном госпитале Нижнего Новгорода. И там и там первыми зрителями стали солдаты и офицеры - участники специальной военной операции.

Фильм снят по роману "На веки вечные" юриста, писателя и заместителя Генпрокурора (2000-2016) Александра Звягинцева. Он же стал автором идеи и литературного сценария. Примечательно, что на обложку романа автор поместил фото своей мамы, которая во время Нюрнбергского процесса работала в Германии переводчицей.

"И много чего интересного рассказала и о Суде народов, и о той атмосфере, которая в то время царила в поверженной Германии, и о том драматическом периоде нашей истории", - вспоминает Звягинцев, который изучал Нюрнбергский процесс 40 лет, лично общался с главным обвинителем от СССР Романом Руденко и работал с его архивом.