Сколько людей вышли на улицы и площади французских городов? Даже по официальным данным, опубликованным местным МВД, - свыше миллиона - а точнее, миллион двести тысяч. Профсоюзы настаивают, что манифестантов было минимум в два раза больше - без малого три миллиона.
Отметим, что протестные выступления такого масштаба, когда речь заходит об отстаивании коренных интересов, а нынешняя реформа относится именно к этой категории, здесь всегда носят масштабный характер и подчас приносят свои плоды. Так, в декабре предковидного 2019 года, когда правительство попыталось навязать эту неоднозначную реформу, призывы к протестам мобилизовали также около миллиона граждан. Тогда власти были вынуждены пойти на попятную, а коронавирусная эпидемия заставила их затаиться, но от своих планов они не отказались. И этому есть причина: эта реформа была и остается главным пунктом двух предвыборных президентских программ Эмманюэля Макрона, без реализации которого, как здесь считают, "король окажется голым".
Наверное, поэтому многие демонстранты, а среди них были и "желтые жилеты", на акции в Париже несли плакаты как против реформы, так и против самого нынешнего хозяина Елисейского дворца.
На одном из них Эмманюэль Макрон загримирован под Маргарет Тэтчер, бывшего британского премьера, которая в свое время прославилась своей антинародной политикой. А под плакатом надпись, не оставляющая сомнений по поводу решимости бороться: "Макрон, мы все равно победим!". Аналогичные настроения царили и в рядах манифестантов. Вот некоторые из высказываний.
Школьная учительница по имени Аньес, в вязаной шапочке, к которой приколот значок ФДКТ - массового профцентра страны: "Пусть Макрон поднимает зарплаты, а не пенсионный возраст. Пора услышать наш голос".
Жан-Луи, санитар одного из парижских госпиталей: "Мы не отступим. Если надо, то усилим борьбу".
Рабочий-железнодорожник, назвавшийся Пьером, был радикален: "Если так пойдет и дальше, то Макрону лучше бы подать в отставку".
Градус радикализации французов нарастает. Практически нет такой категории трудящихся, которая не включается в антиправительственные акции. Транспортники, энергетики, рабочие сферы нефтепереработки, даже школьники и студенты, которым, казалось, нет дела до реформы, и она коснется их лишь через многие десятилетия. А это весьма тревожный знак для правящих элит: они хорошо помнят яростный молодежный бунт весны 1968 года.
Нынешняя социальная фронда уже привела к падению рейтинга Эмманюэля Макрона. Сейчас он самый низкий со времени переизбрания на пост президента. По данным Института изучения общественного мнения (IFOP), лишь треть французов не осуждает его действия, а 70% высказываются против инициированной им реформы. Как подчеркнула столичная газета Liberation, "пропасть между ним и страной становится все глубже".
Протестная волна, охватывающая все новые сотни тысяч граждан, оказывает влияние на власть предержащих. Особенно на депутатов от макроновской партии "Возрождение" в Национальном собрании, где начались дебаты по законопроекту.
В их адрес сейчас поступают кипы возмущенных писем от избирателей, что на будущих выборах может выйти им боком.