Родина киноклубов - Франция, там они начали создаваться еще в 1920-х годах. В нашу страну это веяние пришло только в 50-е после смерти Сталина. У людей на волне "оттепели" появилась потребность в живом общении, особый культурный фон эпохи сплачивал зрителей. Клубы в Москве появлялись при кинотеатрах, домах культуры. На творческие вечера и обсуждения фильмов людям вручались специальные приглашения.
Клубное движение распространилось по всему Союзу, но центром была, конечно, Москва. Клубы при ДК МГУ, кинотеатрах "Ударник", "Иллюзион", "Звездный" и "Варшава" стали, как бы сейчас сказали, флагманскими. В них состояло от 300 до 500 человек. В 70-80-е годы там получили возможность показывать и обсуждать свои фильмы Андрей Тарковский, Сергей Параджанов, Тенгиз Абуладзе, Андрей Кончаловский, Алексей Герман, Кира Муратова, Никита Михалков, Элем Климов, Лариса Шепитько.
Обычно когда вспоминают советские традиции, обязательно звучит фраза: "В 90-е пришел упадок". С киноклубами вышла немного другая история. Хотя после крушения СССР на первый план действительно вышло выживание, приспособление к новой реальности, духовные потребности никуда не делись. И сейчас в Москве - новая киноклубная эра. Как рассказали "РГ" в Федерации киноклубов России, в столице успешно функционируют такие центры, как "Франкофон", "Чехов", "Спектр", "Фрегат", "Клуб с Машей Безрук" и уже упомянутый нами клуб с богатой советской традицией "Варшава".
Всего в Федерацию киноклубов входит шесть, еще пара десятков работают автономно - в библиотеках, при кинотеатрах, вузах и культурных центрах. У каждого клуба своя специфика. В одних смотрят только наше кино, в других - исключительно зарубежное. Различаются и по жанрам: артхаус, документальные или исторические фильмы, нераскрученные картины ХХ века и проч. Но все клубы объединяет одно - в фокус попадают ленты, которые не встретишь в широком прокате.
Клуб "Варшава" более 60 лет работал на базе одноименного кинотеатра. Сейчас там идет реконструкция, и команда переместилась в Московский дом кино. И в советское время, и ныне здесь можно увидеть ленты, которые по ряду причин не оказались в афишах популярных кинотеатров. Но это именно те картины, которые хочется обсудить и пересмотреть, не какие-то одноразовые "Елки".
Например, недавно здесь демонстрировали чрезвычайно спорный, не для широкого экрана фильм "Большое варево". Его в 1970-е годы снял итальянский режиссер Мауро Болоньини. Как рассказал участник киноклуба "Варшава", по совместительству член Центрального совета Федерации киноклубов Сергей Зверев, работы этого мастера сейчас незаслуженно забыты. И он условно отнесен к режиссерам "второго ряда". Сам фильм на редкость жестокий: в нем переплетены мотивы гиперопеки и даже каннибализма, а на дворе - эпоха Муссолини. Сюжетная канва напоминает историю, рассказанную Алексеем Балабановым в "Грузе 200". Очень необычное кино, которое уместно для показа как раз в киноклубах.
В других клубах Москвы можно иной раз увидеть и советское кино, которое, как говорят, не вышло в тренды: многие ленты снимались по госзаказу, иллюстрировали жизнь трудового элемента. Именно таким вышел режиссерский дебют Олега Ефремова. Название фильма "Строится мост" говорит само за себя. В этом фильме снимались Нина Дорошина, Галина Волчек, Олег Табаков, сам Ефремов - в главной роли столичного журналиста. Или, например, можно обсудить более известные фильмы ушедшей эпохи - такие как "Вам и не снилось" по повести Галины Щербаковой. Благодаря кинокритикам и искусствоведам раскрываются не только отдельные сюжетные линии, но и скрытый смысл "Последней поэмы" Рабиндраната Тагора.
Также в Москве есть киноклубы военно-исторического фильма (сеансы проходят в кинотеатре "Молодежный"), "8 Марта" (показывают работы женщин-режиссеров), "Энциклопедия анимации" (обсуждают отечественную мультипликацию разных эпох) и другие. Просмотры фильмов с обсуждением они устраивают примерно раз в два месяца, в зале обычно собирается несколько десятков человек. Попасть на встречи можно бесплатно, анонсы публикуются на сайте mos-kino.ru, где нужно пройти регистрацию.