Почему на Дальнем Востоке ажиотажно скупают подержанные иномарки
Одна из причин ажиотажа, по мнению аналитика автопортала "Дром" Алексея Гришина, в том, что на фоне событий минувшего года россияне бросились искать, куда можно вложить деньги. Другой фактор - укрепление рубля. "Всплеск завоза пришелся на лето и начало осени, когда иена была по 42-44 рубля, а евро - 56-58, - наполнил хабаровчанин Олег Коменко, специализирующийся на закупках авто в Японии.
В начале года глава АвтоВАЗа Максим Соколов подкинул в огонь дровишек, заявив о "необходимости повысить размер утильсбора на легковые автомобили для сохранения уровня барьера для импорта". А с 1 февраля 2023 года истекает мораторий на обязательную установку устройств "ЭРА-ГЛОНАСС" в авто, ввозимых в Россию. Устройств таких в Дальневосточном федеральном округе в достаточном количестве нет.
Сложился "букет" факторов, из-за которых не оскудевает поток бэушных иномарок. Не все они остаются на Дальнем Востоке. По данным РЖД, за 11 месяцев 2022-го перевозки в западном направлении контейнеров c авто и комплектующими выросли на 39,5 процента по сравнению с 2021 годом.
Сергей Курысь продает машины на владивостокском авторынке "Зеленый угол" уже лет 25. Здесь все просто. Покупатель выбирает машину, платит и уезжает. Но все чаще люди стали обращаться в фирмы-посредники. Указывают модель и фирму, год выпуска и цвет, все остальное - забота компании. Если надо - она будет посредником при регистрации в ГИБДД и подгонит авто к дому.
Россияне не могут участвовать в торгах подержанными авто напрямую, только через специализированную японскую компанию. Она берет на себя весь спектр услуг - от покупки на аукционе до доставки в Россию. По словам Олега Коменко, на российской стороне три-четыре основных поставщика. Все остальные - "прослойки", каждая из которых накидывает свою комиссию. "Естественно, покупателю максимально выгодно работать с первым поставщиком, - поясняет эксперт. - Основной инструмент для покупки - специально разработанное приложение на российской стороне".
Эта программа консолидирует заявку, которая в автоматическом режиме передается аукционисту. Торги на конкретное авто идут секунд 15. Выигрывает предложивший самую высокую цену. Доступ для просмотра лотов бесплатный. "Хотя есть ушлые конторы, - предупреждает Олег Коменко, - которые могут и деньги за это брать. К аукционной цене автомобиля прибавляются фиксированные платежи - 450 тысяч иен. В эту сумму входят и комиссия компании-аукциониста, и перевозка до японского порта, и погрузка на корабль, и доставка машины во Владивосток. Далее добавляют расходы на растаможивание, которые зависят от рабочего объема двигателя, года выпуска авто и валютного курса".
По словам эксперта, итоговая цена автомобиля с аукциона - всегда лотерея: стоимость машины считается в иенах, доставка - в долларах, растаможка - в евро. А платишь за все это по курсу в рублях. Cредний чек ввозимого автомобиля из Японии немного превышает миллион рублей. Кстати, Япония в угаре санкций запретила импорт в Россию авто премиум-класса. А корейский рынок дает покупателю полную свободу выбора: к нам везут либо дорогие, либо очень дорогие авто.
Участники рынка на Дальнем Востоке ожидают, что в 2023 году основными направлениями автоимпорта останутся Япония и Южная Корея. "А вот на китайские автомобили дальневосточники массово не пересядут в ближайшей перспективе", - считает импортер автомобилей Максим Иванцов. Хотя и не отрицает, что "в центральных регионах и в Москве китайцы удачно зашли на рынок".
Эксперты также полагают, что пиковый спрос 2022 года в 2023-м не повторится. Пока, как видим, другая статистика. Поживем - покатаемся.
О том, как выгоднее и безопаснее покупать ввозимые в Россию авто, что надо при этом учитывать, "РГ" рассказал главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков:
- Начнем с того, что нет смысла покупать новую машину (до трех лет), потому что на нее распространяются безумные таможенные пошлины. Самый выгодный по пошлинам автомобиль - от 3 до 5 лет.
Теперь о вариантах покупки. Если берете машину у перекупщика, например, в Москве, то платите за нее условно два миллиона рублей. Во Владивостоке - на полмиллиона дешевле плюс доставка в столицу тысяч сто. Хотите заняться покупкой самостоятельно? Не советую. Даже если вы в Японии получите доступ на аукцион, то сами машину не купите, вернее, просто не привезете. Надо сначала ее на аукционе правильно выбрать, зарезервировать, оплатить. Потом доставить на припортовую стоянку, зафрахтовать место на пароме. А во Владивостоке кто-то должен принять, растаможить и так далее.
Находясь в Москве или в другом городе, вы дистанционно всем этим заниматься не сможете. Во-первых, невозможно физически, а во-вторых, если будете эти услуги оплачивать отдельно, то вам каждая опция выйдет втридорога.
Так что в любом случае лучше обратиться во владивостокскую фирму, у которой все эти процессы налажены. Она вам объявит цену аукционную и под ключ после всех этих манипуляций. Так дешевле и проще.
Что касается цен, то они продолжат расти. В самой Японии автомобили дорожают. Бензин в цене подрастает, значит, перевозка дороже становится. Повышают стоимость своих услуг и компании, в которые вы обращаетесь. Особенно сейчас, когда идет такой вал заказов.
Подготовил Андрей Полынский