12.01.2023 13:32
Поделиться

Как изменился ассортимент магазинов СЗФО после ухода иностранных компаний

После ухода крупных зарубежных производителей из России импортеры и ретейлеры регионов СЗФО вовремя перестроили логистические цепочки и переключились на новые импортные товары. В результате на полках региональных магазинов появились ранее неизвестные бренды. Эксперты полагают, что обновленный ассортимент "оздоровит" торговые сети и порадует покупателей.

Жители регионов Северо-Запада к новинкам пока относятся скептически. Здесь свою роль сыграли "раскрученность" популярных марок и банальная привычка. Ведь если человек всю жизнь покупал сладкую газировку определенной марки, то убедить его в качестве аналога американской "Колы" непросто. Изменить покупательские привычки сейчас старательно пытаются маркетологи.

- Наблюдать за меняющейся ситуацией на рынке крайне интересно. Покупатели привыкли к определенным брендам, будь то газировки, соки, чипсы, сладкие батончики или бытовая химия. Незнакомые аналоги вызывают у них чувство недоверия. Хорошо, если этикетки новых "сникерсов" или "пепси" похожи, в противном случае человек может просто не взять товар, - рассказал калининградский маркетолог Николай Панков. - Если рядом с новинкой стоит популярный бренд, то в 90 процентах случаев предпочтение отдадут ему, даже если новый товар дешевле. Однако из-за санкций раскрученные компании ушли, и покупателям придется привыкать к обновленному ассортименту.

При этом специалисты отмечают, что новинки зачастую оказываются более качественными, поскольку ранее предназначались лишь для внутренних заграничных рынков. Показательным примером является Калининградская область, которая напрямую зависела от импорта из-за особого географического положения. До введения санкций практически все магазины региона завозили зарубежные товары напрямую из Литвы, Польши и Германии. В условиях транзитного эмбарго ситуация изменилась коренным образом.

В выигрыше оказались малые и средние предприниматели, поскольку смогли более оперативно выйти на новых поставщиков. У крупных торговых сетей переход занял больше времени, и в первые месяцы после санкционного удара они не могли похвастаться разнообразием продукции. Самые большие изменения произошли в ассортименте алкоголя, шоколада, печенья и других кондитерских изделий, а также в линейке макарон, соусов, сыров и безалкогольных напитков.

- Если мы говорим об алкогольной продукции, то в этом сегменте многое зависит от информационной таблички, или так называемого шильдика. Сейчас достаточно много неизвестных марок виски или коньяка, которые гораздо лучше именитых брендов. Однако они не могли конкурировать ни по цене, ни по рекламе с сортами, особенно популярными в Калининградской области. Можно с уверенностью утверждать, что в торговых сетях появятся новые наименования, это однозначно хорошо для рынка, - пояснил заместитель генерального директора крупного калининградского ретейлера Алексей Елаев.

Спасает калининградский ретейл и параллельный импорт. Довольно много бакалеи сегодня завозят из Германии и Италии. Новые экспортеры, заинтересованные в работе с российским эксклавом, поставляют в регион вина из Франции и Испании. Производившиеся ранее в России конфеты "Рафаэлло" теперь окольными путями завозят из Польши, а "Кока-Колу" - из Сербии. Таким образом, при отсутствии аналогов популярные бренды все еще возможно завезти в обход санкций из других стран. Единственный минус - сложная логистика негативно сказывается на конечной цене продукта, некоторые товары подорожали в два раза.

Новинки на прилавках зачастую оказываются более качественными, чем раскрученные бренды

В других регионах СЗФО ситуация с поставками проще, чем в западном эксклаве страны. Отдельные позиции легко перекрывают отечественные производители. Однако с некоторыми товарами возникают проблемы. Так, например, жители Псковской области столкнулись с дефицитом кормов для кошек и собак. Популярные и доступные по цене марки ушли с рынка, сейчас магазины для животных распродают остатки. На элитные импортные корма псковичи поглядывают с опаской и недоверием, но признаются, что особого выбора у них нет - о "вискасах" и "китикетах", скорее всего, придется забыть. Впрочем, их место готовы занять отечественные производители. Оценят ли такую замену четвероногие - другой вопрос.

- Пока мы не наблюдаем дефицита элитных импортных кормов и их российских аналогов. Только цены поднялись в среднем на 20 процентов. Это довольно ощутимо бьет по кошельку покупателей, - сообщила директор одного из зоомагазинов Пскова Ирина Мальцева. - На складские запасы мы сохранили прежние цены, но это временная история. Полностью пропали корма из Бельгии и Канады. Иногда можно встретить Италию, но поставщики сильно задирают закупочную цену. Планируем переключаться на российских производителей. По качеству многие отечественные корма не уступают импортным, но здесь нужно внимательно оценивать каждый конкретный бренд, чтобы не стать жертвой маркетинга.

В целом эксперты сходятся во мнении, что сегодня достаточно производителей, готовых сотрудничать с Россией. Наша страна по-прежнему является одним из крупнейших мировых рынков, отказаться от которого могут лишь крупные корпорации. Впрочем, даже они несут большие убытки из-за политических решений.

Справка "РГ"

Россия сократила ввоз импортных товаров в 2022 году на 15 процентов. Только немецкий экспорт просел более чем на 40 процентов по сравнению с показателями 2021 года. Япония в восемь раз увеличила поставки медицинских изделий в Россию, но на 72 процента урезала экспорт компьютеров.