16.12.2022 08:00
    Поделиться

    Эксперт ВШЭ: Риск-ориентированный подход сделает надзорную деятельность по-настоящему справедливой

    Правительство продолжит совершенствовать контрольно-надзорную деятельность с целью сокращения бюрократических проволочек при соблюдении интересов государства. Об этом сообщил вице-премьер Дмитрий Григоренко на совещании президента России Владимира Путина с членами правительства. В наступающем году начнется перевод всех массовых разрешений и лицензий для бизнеса в электронный вид, заявил он.
    Вице-премьер Дмитрий Григоренко.
    Вице-премьер Дмитрий Григоренко. / Илья Питалев/РИА Новости

    Дмитрий Григоренко доложил главе государства, что завершена работа по инвентаризации всех существующих обязательных требований и их актуализация. "В результате чуть более 143 тысяч обязательных требований отменены как неактуальные, избыточные либо потерявшие свою необходимость и состоятельность. Оставшиеся обязательные требования актуализированы и переутверждены", - отметил вице-премьер. В результате бизнес ежегодно экономит около 200 миллиардов рублей.

    С полным основанием можно считать, что введенный в этом году в ходе реформы новый "мораторий на проверки" - важное государственное решение, реально поддержавшее российский бизнес в условиях беспрецедентного внешнего экономического давления. Любые контрольно-надзорные мероприятия отнимают силы, трудовые, временные и финансовые ресурсы, которые в текущей ситуации правильнее направить на непосредственно предпринимательскую деятельность. Таким образом, речь идет о прямом снижении так называемой "административной нагрузки" на бизнес. Согласно данным правительства, общее число проверок в нынешний мораторий уменьшилось в 2,6 раза относительно предыдущего года (с 870 до 328 тысяч), что, безусловно, дало положительный эффект для бизнеса.

    При этом важно понимать, что мораторий не означает полного прекращения проверок и возможность безнаказанно нарушать законодательство, ставить под угрозу интересы граждан или государства. Надо сказать, что в рамках различных видов госконтроля с прошлого года применяется риск-ориентированный подход. Для этого разработано шесть категорий рисков - от чрезвычайно высокого до низкого риска. Объекты с высокой степенью риска проверяются чаще, с низкой - не проверяются.

    Критерии отнесения к различным категориям риска закреплены в нормативных документах, регулирующих работу тех или иных контролирующих органов, например, Росприроднадзора. Это публичная информация, открытая для предпринимателей и позволяющая оценивать вероятность проведения проверки.

    В связи с этим речь в уходящем году шла об ограничении проведения основной массы плановых проверок. Однако это не касалось некоторых проверок в таких критических с точки зрения возможных последствий областях, как санитарно-эпидемиологический контроль, государственный пожарный надзор, государственный надзор в области промышленной безопасности, государственный ветеринарный контроль. Кроме того, отдельное внимание в рамках моратория было уделено замене проверок на профилактические и не влекущие штрафов мероприятия, такие как профилактические визиты, беседы с предпринимателями, консультации. Кстати, таких профилактических мероприятий было в этом году в 7,2 раза больше.

    То есть баланс интересов государства и бизнеса не нарушается: бизнес освобождается от части административной нагрузки, но государство не освобождает себя от обязанности защищать закон, интересы граждан и общества в целом, если имеются признаки нарушений. При этом в плане профилактики приоритет отдается мягкому, предупреждающему воздействию на бизнес. Разумеется, с учетом общих объемов административной деятельности в отдельных случаях не могло не быть нарушений моратория, назначения необоснованных проверок, но на этот случай законодательство предусматривает возможность оспаривания подобных проявлений. Причем оспорить нарушение моратория на проверки можно через Госуслуги, а срок рассмотрения составляет всего один день. Каждая такая жалоба находится на контроле в аппарате правительства и становится предметом разбирательства. Согласно тем же данным кабмина, в этом году была всего 91 досудебная жалоба такого рода, что очень немного.

    Важно отметить, что мораторий на проверки - это элемент большой комплексной работы по снижению административной нагрузки на бизнес при соблюдении интересов государства и общества. Эта комплексная задача, по нашим наблюдениям, решается сегодня правительством и включает в себя, например, такие важные направления, как устранение устаревших требований к ведению бизнеса.

    Не менее важное направление - совершенствование риск-ориентированного подхода. Именно его применение позволит сделать надзорную деятельность по-настоящему справедливой - проверять, если по-другому устранить нарушение нельзя, и если нет риска, то вообще не проверять. Именно поэтому с учетом ситуации в экономики в следующем году мораторий будет продлен, но он не коснется объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, а также проверок на основании индикаторов риска. "Это позволит в дальнейшем реализовать механизм исключительно риск-ориентированного подхода к проведению проверок", - заявил Григоренко.

    Поделиться