14.12.2022 06:46
    Поделиться

    "Русский авангард собирался перестроить всю жизнь". В Эрмитаже открылась выставка искусства для нового мира

    В Манеже Малого Эрмитажа открылась выставка "Русский авангард. Искусство для нового мира". Представлено 500 экспонатов - живопись, графика, изделия из фарфора, образцы текстиля, книжной продукции, реконструкции костюмов.
    Свое место на выставке занял и агитфарфор родом из эпохи авангарда.
    Свое место на выставке занял и агитфарфор родом из эпохи авангарда. / Пресс-служба Государственного Эрмитажа

    Рядом с картинами "Черный квадрат" Малевича и "Пейзаж" Кандинского здесь представлены фарфоровые тарелки с изображением моряка Балтфлота или надписью "Кто не с нами, тот против нас". С одной стороны - ломающая все стереотипы живопись, дающая зрителю полную свободу воображения и собственной трактовки увиденного. С другой - предельная ясность и конкретика лозунгов, не оставляющая других вариантов прочтения.

    И то и другое - русский авангард, попытка отречься от всего существовавшего раньше, не просто предложить нечто новое в искусстве, но создать абсолютно новый мир. 1910-1920-е годы, на которые в России пришелся рассвет авангардизма, полностью поменяли привычный мир миллионов людей. Художники, поэты, люди искусства первыми начали отображать эту надвигающуюся действительность еще задолго до Первой мировой войны и революции. Живопись авангардистов, в которой проступает это предчувствие мировых событий, заставляла людей по-иному посмотреть на происходящее вокруг.

    После революции художники, наделенные воображением и вооруженные силой искусства, получили возможность создать этот самый новый, другой мир. Русский авангард собирался не просто потрясти воображение, а перестроить всю жизнь.

    - Авангардизм кратковременен, появляется лишь в переломные моменты истории, во время больших перемен в общественной жизни, - говорит куратор выставки Анна Иванова. - Это искусство совершенно новое, экспериментальное. Как, например, фарфоровая ваза Натальи Данько, которую она сделала сразу после революции, - абсолютно авангардная вещь, полное разрушение старой императорской формы фарфоровых изделий.

    Новые работы, созданные по эскизам авангардистов, оказались своеобразным языком наступившей эпохи. Чайник и получашки Малевича стали символами авангарда в фарфоре, а "Черный квадрат" был эмблемой произведений суперматистов Суетина и Чашника.

    Выставка не ограничивается периодом 20-х годов. Она идет дальше, ведь авангард оказался вновь востребованным сначала в 1960-х, а потом на стыке ХХ и ХХI веков. Конечно, по мнению Анны Ивановой, это уже только отголоски настоящего авангарда, но они тоже образцы эпохи. Каждый своей.

    Проследить эту линию, тянущуюся от начала прошлого века, станет особым удовольствием для посетителей. Увидеть все грани русского авангарда в его полном блеске и разнообразии можно будет до 26 марта.

    Поделиться