Одна из них - "Судостроение индустрии 4.0" - начала работать в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете (СПбГМТУ). О том, как уже сейчас в знаменитой Корабелке готовят элитные кадры для судостроения будущего, "РГ" рассказывает ректор вуза Глеб Туричин.
Глеб Андреевич, что значит термин "опережающая подготовка инженерных кадров"?
Глеб Туричин: Цикл подготовки инженера занимает около шести лет. Поэтому уже сейчас, ориентируясь на запрос промышленности, который появится в среднесрочной перспективе, мы начинаем готовить для него кадры. Пока на судоверфях потребности в таком инженере нет, но она обязательно возникнет.
Какие направления научной и образовательной деятельности Корабелки выделены для реализации в рамках госпрограммы?
Глеб Туричин: Наша ПИШ нацелена на обучение профессиям, потребность в которых появится, когда судостроение всерьез войдет в четвертую технологическую революцию. С одной стороны, оно связано с интегрированием ИТ в проектирование судов, построение их цифровых двойников. Конструктор сможет модернизировать свои идеи, еще не видя объекта в железе.
С другой стороны, строительство кораблей и судов тоже станет другим. Не будет такого объема ручной сварки, ее заменит сварка роботами-автоматами, которые будут увязаны в единую сеть на основе интернета вещей. Получается, что технолог-судостроитель должен быть специалистом в IoT. А еще - в анализе больших данных. Да-да, профессия "аналитик больших данных" скоро станет заводской специальностью.
Как обеспечить трансфер новых технологий и коммерциализацию интеллектуального продукта?
Глеб Туричин: У нас как раз удачная ситуация. Мы разрабатываем многие технологические и технические новации в отрасли, так что Корабелка стала научно-технологическим центром отечественного судостроения. Как пример: мы, скажем, разрабатываем новую технологию гибридной лазерной дуговой сварки, которой еще нет на заводах, учим этой технологии студентов. А потом и технологию, и специалистов предлагаем производству.
Появятся ли новые механизмы взаимодействия с компаниями, куда пойдут ваши выпускники?
Глеб Туричин: Передовая инженерная школа - дитя двух родителей. И второй родитель - Объединенная судостроительная корпорация - также вносит свою лепту в воспитание специалиста. С момента зачисления в ПИШ студенты (около 60 человек в год) уже распределяются по предприятиям ОСК, для них уже созданы рабочие места. То есть подготовку каждого будущего элитного инженера корпорация ведет с самого начала. И эти инженеры своими руками и головой в нашем судостроении и будут совершать четвертую технологическую революцию.