07.12.2022 15:08
Поделиться

Почему агрегаторы такси на Урале держат низкие цены

В конце ноября водители, которые сотрудничают с крупнейшим агрегатором такси, получили сообщение о повышении всех пассажирских тарифов. Например, в "Экономе" в стоимость посадки теперь будет включено не 2,5 километра и 7,5 минуты, а лишь два километра и шесть минут пути. Максимальная стоимость километра пути вырастет до 8,5 рубля в городе и до 24 за городом. Чем это обернется для пассажиров, таксистов и других участников рынка?
Многие жители Екатеринбурга и других мегаполисов могут себе позволить регулярно пользоваться услугами такси.
Многие жители Екатеринбурга и других мегаполисов могут себе позволить регулярно пользоваться услугами такси. / Татьяна Андреева/РГ

"Все поездки должны стать выгоднее для водителей", - говорится в коротком тексте. Однако, как ни странно, водители после изменений стали говорить о падении заработка.

- Уменьшилась стоимость минимальной поездки и входящие в нее километраж и время, а люди чаще ездят как раз на короткие расстояния. И получается, водитель зарабатывал на таких поездках 219 рублей, а сейчас - 199. А таких заказов много, бывает, что целый день идут одни минималки, - объясняет самозанятый водитель Александра. - Агрегаторы живут за счет комиссии. Им неважна общая стоимость поездки: чем больше заказов выполнено, тем больше они получили.

Екатеринбурженка Татьяна пользуется услугами такси почти ежедневно. Она утверждает, что стоимость поездок растет понемногу уже давно, и сегодня она тратит на дорогу от дома до работы почти в три раза больше, чем два года назад. Возможно, дело в повышающих коэффициентах, которые агрегатор включает во время пробок и в периоды нехватки машин. Официально предыдущее повышение цен произошло в сентябре.

Агрегатор "Яндекса" работает в Екатеринбурге с апреля 2015 года. На сайте сервиса сообщается, что к нему подключены 1200 водителей городских таксопарков и диспетчерских. Услугами сервиса в городе пользуются ежемесячно 13 тысяч человек, причем 47 процентов из них вызывают машину только раз в месяц, а вот 7 процентов ездят регулярно - 10 раз в месяц и чаще.

Цены на услуги такси вновь выросли, но они все равно монопольно низкие

По данным Аналитического центра при правительстве РФ, после пандемийного спада рынок услуг такси в 2021 году вырос на 9 процентов. Заработок легальных водителей в целом по стране составил 650 миллиардов рублей. Рынок нелегалов аналитики оценили примерно в 157 миллиардов - около 16 процентов от заработанного лицензированными водителями.

Среди агрегаторов львиную долю заработка - 66 процентов - откусил "Яндекс.Такси". Данные по доходам в 2022 году пока не опубликованы, но с рынка ушли некоторые конкуренты гиганта, например израильский Gett. При этом число легальных таксистов в стране сократилось на 50 тысяч. На уральском поле из крупных игроков остался еще "Максим", и директор управляющей организации этого сервиса Максим Шушарин уверяет, что изменения тарифов крупнейшего игрока влияют на рынок меньше, чем этого можно было ожидать, - отрасль очень гибкая.

- "Яндекс" диктует тарифы там, где он монополист, - в Москве, может быть, еще в паре городов-миллионников. И я бы не сказал, что все остальные на него ориентируются. Как раз увеличение тарифов "Яндекса" дает возможность нам откусить определенную долю рынка, потому что у нас цены ниже. Рынок такси очень динамичный, клиенты и водители перетекают от одного агрегатора к другому. У всех водителей установлены приложения разных агрегаторов, и они видят объективную картину, - поясняет Шушарин.

По его словам, крупнейший игрок правит бал в мегаполисах, где клиенты более платежеспособны, а модель "Максима", который сотрудничает с самозанятыми, лучше работает в небольших городах. Что касается постепенного повышения цен, оно вполне закономерно.

- Увеличиваются лизинговые платежи, растут цены на расходные материалы, на некоторые позиции - в 2-3 раза. И в условиях рынка кривые спроса и предложения находят очередную точку пересечения, - говорит эксперт.

Закономерным повышение тарифов считает и директор союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области Лилия Саранчук. Среди причин - необходимость покупать полисы ОСАГО, которые для автомобиля такси дороже, чем для личного транспорта. И, конечно, усложнившаяся логистика и подорожание запчастей. Более того, Саранчук считает, что цены и сейчас неоправданно низкие. Вернее, монопольно низкие.

- Устанавливая цену ниже себестоимости, монополист избавляется от конкурентов, а сам компенсирует разницу за счет неограниченного ресурса из других отраслей. И с нынешним повышением речь не идет о монопольно высокой цене, которая должна быть многократно выше себестоимости: просто чуть подняли монопольно низкую цену, - развивает мысль Саранчук. - Таким образом этот игрок создает своего потребителя, приучает к своей услуге. Агрегатор пошел по пути крупнейших городов Западной Европы и США. Сотни тысяч желтых такси можно увидеть на улицах Нью-Йорка, потому что это дешево. Вот и у нас рост объема услуг в этой области очень большой - пять процентов в год. В связи с чем совокупный доход отрасли в Свердловской области сопоставим с доходами гостиничного и ресторанного бизнеса.