Перед тем, как дать старт пробному пуску и первым проехать по этому маршруту, мэр Москвы Сергей Собянин сказал:
- В ближайшее время мы осуществим пробные пуски и двух других оставшихся участков: южного и восточного. Подготовим к запуску 9 станций метро, 11 перегонов и два сложнейших электродепо, которые будут обслуживать Большую кольцевую линию. Уверен, что после завершения пуско-наладки, которая включает в себя проверку автоматики, телемеханики, управления, систем энергоснабжения, запуск большого количества поездов и начало работы персонала, Большое кольцо замкнется и начнет работать в полном режиме.
Произойдет это, по словам мэра, в первом квартале будущего года. "Все три участка будут запущены одномоментно", - подчеркнул Собянин.
Пуск, данный вчера на станции "Сокольники", символичен для столицы. Именно отсюда в 1931 году, более 90 лет назад, начиналось строительство Московского метрополитена. "У самых первых наших предшественников в 1931 году в распоряжении было всего две повозки, одна лошадь, четыре лопаты и три киянки в руках. Тем не менее всего за четыре года они построили 13 прекрасных станций, - напомнил журналистам Сергей Жуков, руководитель "Мосметростроя". - Сегодня у нас другая техника, современные материалы, но главное, что мы продолжаем строить метро и оно остается лучшим в мире. Новые"Сокольники", соединенные переходом со станцией исторической, - свидетельство тому". Пассажиры, которые впервые спустятся здесь под землю, обнаружат еще и своего рода музей метростроения. Со стен платформы новой станции смотрят портреты реальных метростроителей 30-х годов.
"Мы нашли их фотографии и плакаты той поры в архивах города. Сделали с них компьютерную графику, и теперь лица первых метростроителей навсегда останутся с нами", - рассказал корреспонденту "РГ" руководитель проекта всех трех станций нового участка архитектор Александр Орлов. Чьи-то имена из этих строителей прошедшие годы уже стерли, но есть и те, кто навсегда вошел в историю. Например, улыбчивая девушка с выразительными глазами и отбойным молотком на плечах - это Татьяна Федорова. Проходчица, бригадир бетонщиков... За свой ударный труд на строительстве "Сокольников" она стала Героем Социалистического Труда, а потом уже руководила строительством и других станций, пройдя путь до заместителя руководителя "Метростроя".
Познакомились на новой станции мы и с ее начальником - Кристиной Вакулиной. Двадцатипятилетняя девушка всего два года назад окончила МИИТ, но в метро начала работать еще студенткой. В последнее время была начальником станции "Юго-Западная". Кристина хорошо понимает, что в "Сокольниках" ее ожидает пассажиропоток в несколько раз больше - ведь рядом знаменитый парк, куда каждый день едет очень много людей. К тому же и многие жители близлежащих районов при поездках по городу, конечно же, предпочтут БКЛ, которая стала для них на десять километров ближе Кольцевой исторической, что делает пересадку на любую радиальную линию гораздо удобнее. Но Кристину, от которой во многом будет зависеть четкая работа станции и безопасность пассажиров, это не пугает: "Я уже знаю, что выбрала даже не профессию, а образ жизни", - объяснила она корреспонденту "РГ".
...Состав подан - как и на всей БКЛ, это "Москва" - лучший поезд в столичном метро. За контроллером - Николай Козлов, главный технолог Московского метрополитена, в прошлом сам машинист. "Как новый путь?" - интересуемся у него. "Как и положено - бархатный, - отвечает. - Вы же в поезде не чувствуете стыков рельсов. Это потому, что они сварные". Впереди у нас - станции "Рижская" и "Марьина Роща" - одни из самых глубоких в московской подземке: первая расположена в 46 метрах ниже уровня земли, вторая - в 69. Скоро этот маршрут станет привычным для миллионов москвичей.
Справка "РГ"
Большая кольцевая линия метро длиной 70 километров - самая протяженная под землей в мире. На ней располагается 31 станция. Первый ее участок "Деловой центр" - "Петровский парк" открылся в 2018 году, полный пуск запланирован на первый квартал 2023 года. Ожидаемый пассажиропоток - 380 миллионов человек в год.