22.11.2022 18:05
    Поделиться

    Страны G7 назовут 23 ноября предельную цену на нефть из России

    Страны "Большой семерки" (G7) 23 ноября могут назвать потолок цены для нефти из России. Официально делается это не для ограничения объемов нашего экспорта сырья, от которого зависят очень многие страны, а для сокращения поступлений нефтяных денег в российский бюджет.
    С большой вероятностью потолок установят на сегодняшнем уровне цены нашей нефти или чуть ниже.
    С большой вероятностью потолок установят на сегодняшнем уровне цены нашей нефти или чуть ниже. / Diy13 / istock

    Уже здесь есть первое противоречие в действиях G7: доходы бюджета России больше зависят от объемов добычи нефти, а не от стоимости ее экспорта. И снижать производство отечественные компании будут в первую очередь, только если уменьшится объем поставок нефти за границу.

    По словам вице-премьера Александра Новака, ценовой потолок является актом беспрецедентного вмешательства в рыночные принципы функционирования нефтяного рынка. Россия не планирует поставлять нефть в страны, которые будут применять принцип ценового потолка. "Мы будем переориентировать поставки на рыночно-ориентированных партнеров или сокращать добычу", - уточнил Новак.

    При этом формально обходить потолок цен будет достаточно просто, если только он не будет установлен на каком-то запредельно низком уровне, вроде 30-40 долларов за баррель, что маловероятно.

    Вариантов много, от смешивания нескольких сортов нефти или бумажных хитростей - оплаты части стоимости сырья, как услуг, до перепродажи ее "своему" трейдеру за границей (под ценовые ограничения попадут только первые поставки нефти из России). Поэтому, с большой долей вероятности, потолок цен будет установлен на уровне сегодняшней цены нашей нефти марки Urals - около 70 долларов за баррель.

    По мнению аналитика ФГ "Финам" Андрея Маслова, возможен потолок и в коридоре 60-65 долларов за баррель. Именно об этом говорили многие западные чиновники на протяжении последних месяцев. И в целом эта цена достаточно низка для удара по российскому бюджету и достаточно высока для того, чтобы не обрушить рынок нефти, считает эксперт.

    Несомненно, потолок цен ниже сегодняшнего уровня котировок Urals окажет на них понижающее действие, но едва ли оно будет продолжительным. Размер дисконта российской нефти к марке Brent уже снизился с 30 долларов летом до сегодняшних 18 долларов за баррель. Временный его рост возможен, но скидка начнет уменьшаться, как только возникнет хотя бы локальный дефицит нефти.

    Другой вопрос, как повлияют на наш нефтяной экспорт и на мировой рынок меры, связанные с потолком цен и эмбарго Евросоюза на импорт нашей нефти, которое вступает в силу 5 декабря. Речь идет о запрете на фрахт танкеров для российского сырья и страхования таких грузов.

    Нам нужно перенаправить физически поставки более 1 млн баррелей нефти в сутки с европейского рынка в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), отмечает политолог Георгий Бовт. По его словам, к концу сентября у нас был сформирован большой теневой флот танкеров для перевозки российской нефти. Но все равно к тому моменту не хватало около 100 танкеров для транспортировки всех объемов нашего нефтяного экспорта.

    Россия уже сформировала большой танкерный флот для экспорта нефти

    Такие суда есть у стран Ближнего Востока, Китая и Индии, которые наверняка захотят заработать на транспортировке российской нефти. Сложнее со страховкой. Международные перевозки нефти страховались на условиях P&I (защита и компенсация убытков). Основная часть грузов страховалось в Великобритании у International Group of P&I Club. Обеспечить такую страховку танкерам с нашей нефтью сейчас российские компании не смогут, по политическим причинам. Этим, конечно, будут пользоваться. Как отмечает Бовт, Турция уже объявила о том, что будет требовать с проходящих проливы Босфор и Дарданеллы нефтяных танкеров подтверждающее письмо от страховых компаний о предоставлении судну услуг P&I.

    Едва ли Анкара полностью закроет проливы для всех наших судов, но увеличить привлекательность турецкого рынка для российских компаний она сможет. Уже сейчас экспорт нефтепродуктов из Турции в Европу вырос на 85%. Так нарастить производство топлива в стране удалось за счет поставок дешевой российской нефти, повысивших конкурентоспособность турецких нефтепродуктов, считает Бовт.

    Но, как отмечает Маслов, сейчас турецкие нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) уже работают на предельных мощностях. Ряд компаний анонсировали строительство новых НПЗ, но все это проекты следующих 5-10 лет.

    И здесь важно, будет ли Европа обходить свои собственные запреты и приобретать нашу нефть через серые схемы или предпочтет закупать сырье из других стран. По мнению Бовта, Европа достаточно уперта, чтобы отказаться от российской нефти даже в ущерб собственной экономике. Она будет закупать сырье на Ближнем Востоке, пусть даже это окажется значительно дороже.

    Иначе считает Маслов. Скорее всего, ЕС продолжит скупать российскую нефть, если это не вызовет репутационных потерь и проблем с законами, уточняет он.

    Как сообщил "РГ" источник в отрасли, трейдеры вряд ли уйдут от соблазна перепродажи российского сырья европейским потребителям. Тем более что российские экспортные сорта нефти близки по своим физико-химическим характеристикам бенчмарку (эталонные сорта) из других стран и регионов: например, Urals близок по содержанию серы (1,7%) и плотности (31,7 API; чем выше число API, тем ниже плотность к сорту Upper Zakum из ОАЭ (1,84%; 33,9 API), а Siberian Light (0,57%, 34,8 API) - к казахстанскому сорту CPC (0,54%, 34,8 API).