20.11.2022 07:00
Поделиться

Потомки староверов сохранили в Бурятии допетровскую Русь

Их здесь называют староверы семейские. Два с половиной века назад они пришли сюда большими семьями, спасая свою веру от церковного раскола.
Александр Палий по-церковнославянски читать научился еще до школы.
Александр Палий по-церковнославянски читать научился еще до школы. / Роман Щербенков

Основательные, работящие, с веселым нравом, они принесли в здешние степи культуру земледелия и невероятную стойкость духа. Старообрядческие поселения Бурятии, в которых время будто замерло, признаны самыми красивыми деревнями в России.

Сегодня потомки староверов скороговоркой читают на церковнославянском, строго чтут традиции и удивляют всех приезжих колоритом своей жизни, описанным русскими классиками XVIII-XIX веков.

Про бесовство, рыжики да зеленые волосы

Райцентр с редким именем Тарбагатай назвали в честь степного суслика тарбагатая, густо заселявшего здешние просторы. Село удивляет ровными улицами рубленных "в лапу" домов, выкрашенных яркими красками, на окнах "цветут" пестрые наличники. Высокие деревянные ворота украшены расписным волнистым кружевом. Загляденье!..

- Репортеров тут было миллион. И никто правды не написал, все врут. Что ни почитаю, ни посмотрю в интернете - все ахинея, - бородатый Александр Палий раздраженно машет рукой, всем видом давая понять, что к разговору с заезжими не расположен.

Кряжистый, основательный, с карандашом за ухом - сразу видно, человек мастеровой и лишнего времени у него нет. Но присели на завалинку, заговорили за урожай и минувший сезон рыжиков, и тезка неожиданно помягчел, разговорился.

- Девять ведер рыжиков в этом году набрали. А иначе что семь недель Великого поста есть будешь? Каша пустая надоест, а рыжики куда с добром, хоть соленые, хоть пироги с ними пеки. Все вкусно, - рассуждает Александр.

Ему 38 лет, родился в старообрядческой семье в селе Куйтун. Говорит, что считать и читать по-церковнославянски научился еще до школы. Он один ребенок в семье, однако родители воспитали его в труде и строгости. После школы Александр "психанул" и с отличием окончил юрфак Бурятского университета. Юристом и дня не работал. Сразу после учебы вернулся в отчий дом.

- А что в городе-то хорошего? На днях с женой поехали в Улан-Удэ кой-чего прикупить: на улице нельзя определить, кто идет - девочка или мальчик. Волосы зеленые, в ушах кресты, в носу кольца металлические. Мать честная! - машет рукой Александр.

Электронные сигареты он называет "бесовством".

- Я бы туда капельку тротила клал, чтобы зубы выбивало. Сразу бы курить бросили, - резюмирует со вздохом. И, увидев в моих глазах смесь недоумения с удивлением, продолжает:

- Вот у нас весной-то пожаров совсем не стало. В пожароопасный период увидали тебя в лесу - штраф 40 тысяч, и все прекратилось. Страх! Лучшего лекарства от людской дурости не сыскать.

Страх! Лучшего лекарства от людской дурости не сыскать...

Его отец служит священником в небольшой намоленной белостенной церковке Тарбагатая.

- Тятю сейчас не сыскать, он где-то в районной администрации вопросы топлива для храма решает, - ответил Александр на просьбу поздороваться с батюшкой.

Иконы, сарафаны, домовина

Главный доход для семьи Александра - музей старообрядчества, который они с отцом собрали за 30 лет и разместили в бывшем сельском спортивном зале. Туристы валом валят, запись на экскурсии плотная, на несколько дней вперед. Стылый, пенальной формы спортзал полон редкого до диковинности добра - от костей мамонтов до пушечных ядер времен Емельяна Пугачева. Вековые иконы, яркие сарафаны из крепкого китайского шелка.

- Вот теплое полупальто, по-нашему курмушка, ему больше 200 лет, а выглядит как новое, - показывает пятерней Александр на необычного кроя наряд.

Пузатые самовары, кованые сундуки, пудовые замки. Замираем возле необычных весов! Они выше меня, изготовлены за 16 лет до отмены крепостного права, в 1848 году. Точные, до сих пор реагируют на вес в пять граммов.

Под крышей бывшего спортзала уместились века жизни русских бунтарей-староверов - от деревянной детской коляски, сделанной без единого гвоздя, до сухой домовины, выдолбленной из цельного кедра.

Удивляюсь открытости староверов, говорю, что они обычно слывут людьми нелюдимыми и малообщительными.

- Мы делимся на три толка: закрытые, полузакрытые и открытые. Мы тут открытые для мира, а в Красноярском крае с вами бы и разговаривать не стали, - поясняет Александр Палий.

По ровной улице спешит женщина. Знакомимся. Марина Аверьяновна Кондратенко.

- Всю жизнь тут живу, экономистом работала, сейчас на пенсии. Я из семейских, мы-то веру свою еще сохранили, а дети наши уже отходят, внуки и вовсе живут далеко. За что я своим корням благодарна? За трудолюбие и уважительность к людям. Нет такой работы, которую я бы не знала, и никогда человека худым словом не обижу. Нас так воспитали, - улыбается она.

Улицы и судьбы самой красивой деревни России

Село Десятниково - от Тарбагатая 15 километров петляющей по степи дороги. В 2016 году оно расписной открыткой вошло в "Ассоциацию самых красивых деревень России". Шесть улиц, одна другой краше. Дома яркие, как звоночки. Цветастые, словно полушалки, ставни, затейливые наличники. Что ни дом - то расписная шкатулка. Глаз не оторвать!

Село Десятниково в 2016 г. включено в Путеводитель самых красивых деревень России. Здесь живут 700 человек. Фасады домов они красят в разные цвета, что придает селу открыточный вид. Фото: Александр Никулин

В одном из палисадников супружеская пара жгла на костре ушедшее лето - ворохи сухой листвы. Галина Андреевна и Семен Ермилович Вешняковы десятилетия отработали учителями в сельской школе, теперь на пенсии.

- У нас жизнь особая, это точно. До сих пор на улице пьяного не встретишь и женщину с сигаретой в зубах. И люди трудолюбивые, этого не отнять, - говорит глава семейства.

Раньше в этих краях был богатый колхоз "Маяк", сегодня сметливые потомки "бурятских бунтарей" свою особинку превратили в доходное дело. Встречать туристов в Десятниково стало делом прибыльным и увлекательным.

- Одна наша знакомая за прошлый год на туристах 115 тысяч заработала. Это же хорошие деньги, - делится арифметикой жизни Вешняков.

Главной хранительницей семейских песен, обрядов и традиций в селе считается 90-летняя баба Мавра Ивлева.

- Так-то она Мавра по документам, а по-уличному ее все Муля зовут, очень добрая женщина. Моложе была - людей заговорами лечила, - сообщило деревенское "радио".

В день нашего приезда баба Мавра вела сороковины по усопшему односельчанину. Поминки шли в сельском музее старообрядцев, которым заведует Аграфена, дочь бабы Мавры.

- Ой, миленькие, извините. Мама сёдни притомилась, молитвы читала и поминки вела. Она еще и лекаркой была, людей от многих хворей отхаживала. Только года три не лечит, я запретила. Она как полечить каво, потом болеить, - плескала руками Аграфена.

Музей старообрядчества здесь создали 20 лет назад в опустевшей усадьбе умершего односельчанина. Просторный красивый дом со светлой горницей да большим двором идеально подошел для этноусадьбы.

- Первое время наши бабоньки гостей по домам принимали, жарили, парили да песни им пели, а потом в музей перебрались. Так удобнее, - поясняет она.

Сегодня для туристов, желающих прикоснуться к "допетровской Руси", здесь придумана целая программа. Гостей встречают в прабабкиных шелковых сарафанах и ярких платках, с песнями да прибаутками. Сытный аутентичный обед обязателен. Щи, пироги с разными начинками, густой чай с молоком, кисели да узвары. И каша рисовая, сваренная по особому рецепту.

В 1765 году по указу Екатерины II старообрядцев сослали в Забайкалье. А теперь их потомки вон какие. Фото: baikaltravel.ru

Покажут заезжим и обряд сватовства, который живет в деревне несколько столетий подряд.

- Вы не представляете, как люди радуются! Некоторые вспоминают свои старообрядческие корни. Расстаемся друзьями, - улыбается Аграфена.

Четыре года назад их музей выиграл грант, на эти деньги срубили еще две гостевых избы. Печалятся потомки староверов, что ковид подкосил их гостеприимное дело.

- Раньше к нам монголы да китайцы автобусами ехали, - замечают одноэтажные туроператоры.

Заглядываю в приоткрытую калитку: высокое крашеное крыльцо устлано домоткаными половиками, по двору густой жменей разбросаны надворные постройки. На высоком заборе висит большой баннер с черно-белыми фотографиями прошлых лет. Светлые лица, натруженные руки...

Женщина в темном платке и простецкой куртке густой известью белит клумбы.

- Ой, вы журналисты?! А меня тетя Ульяна зовут, а если по-городскому, то Ульяна Андреевна Матвеева, - лукавым прищуром улыбнулась хозяйка.

Ульяна Матвеева, человек, который никогда не вступает в споры. Фото: Роман Щербенков

Десять минут разговора - и вся ее жизнь как на ладони. Родилась и выросла в Десятниково, из семейских. После школы коров доила на колхозной ферме, потом вышла замуж и уехала в Улан-Удэ. Там 30 лет работала на приборостроительном заводе. В советские годы за веру их сильно ругали, на Пасху в школе у всех проверяли руки на наличие следов от покраски пасхальных яиц... 20 лет как овдовела (водка проклятая виновата). Последние 15 лет живет на родине.

- Вы голодные поди? Пошли чай варить, что есть, на стол и поставлю, - приглашает.

В избе уютно, зелено от цветов и ярко от занавесок. Тепло топит пузатая печка-голландка. В горнице большущий телевизор.

- Мы не Лыковы, за новостями следим, - улыбается баба Ульяна.

На кухне "красный" угол полон икон.

- Этой иконе лет 200, не меньше, мама ее в советское время на чердаке хранила. В дерюжку замотала да земелькой присыпала. Так она и лежала, - делится хозяйка.

А маленькую металлическую икону Божией Матери она называет "чудом". На лике Богородицы осталась щербинка от пули. Икона спасла жизнь отцу Ульяны на фронте. Он носил ее в нагрудном кармане гимнастерки, у сердца.

- Пуля-то немецкая вдарила в икону и отскочила. Тятька наш остался жив, так было, ребята, так, - говорит Ульяна Матвеева.

Последние несколько лет она в гуще туристической жизни деревни.

- Утром встану, пирогов настряпаю да гостей встречать. Интересно! Каких только людей не принимала. Деньги? Да тысчонку за день заплатят и ладно.

Как-то принимала она с соседками группу японских туристов. Одной гостье было 89 лет, она, опираясь на две палки, прилетела из Токио к ним на пироги да песни.

- А моей маме в тот год было 90 лет, она уже помирать собиралась. А как поглядела на бабушку-японку, так еще пяток лет прожила, - улыбается Ульяна. Добавляет: "Маму до 95 лет доглядела, в прошлом году она прибралась..."

Прихлебывая чай, неспешно разговариваем о местных правилах воспитания и общения.

- Меня с детства научили людей любить. Верите, я за 77 лет ни с кем никогда не поругалась. Если кто-то начинает скандал, я сразу поворачиваюсь и ухожу. И все, дело с концом. Зато потом на душе светло.

У нее 46 соток огорода, пенсия 27 тысяч в месяц. Двое взрослых детей, любящие и помогающие внуки, 19-летний пес Верный да толстый баловень кот.

- По кошкам ночью все гулят, под утро скребется в избу, орет, просится. Придет, сразу жалиться да ласкаться начинат, а потом храпит как мужик, - особым говором рассказывает Ульяна Андреевна.

Прощаясь, она неожиданно пригласила на свое 80-летие:

- 77 лет пролетело - не успела глазом моргнуть, а три года искоркой блеснут. Я, ребята, пирогов с черемухой напеку, стол накроем. Мне подарков не надо. Далекие гости за столом - лучшего подарка не сыскать.

Вот так здесь идут годы - сверкают искорками, текут рекой. Мы обнялись. Не знаю, что будет через три года в моей жизни, но думаю, в старой русской Бурятии все останется как прежде. Как описано в старых романах. Как было сотни лет назад.

Семейский словарь

БУРДУК - кисель из овсяной муки.

БУБЛЯТЕКА - библиотека. (А у бублятеку ходють те, хто грамоте училса).

УЗАПРАУДУ. Правда. (Узапрауду гаварил ихней).

ДОВЕДЫВАТЬСЯ - навещать. (А унучата редка мене даведываюцца. У их работа усё).

ЛЕНИВКА - скамейка для отдыха, стоящая у печи. (Умудохаесся на пашни-та... Приходишь и атдыхаеш).

Справка "РГ"

Почему их называют семейскими?

Семейскими староверами называют этноконфессиональную группу старообрядцев, потомков высланных царским правительством в Забайкалье.

1735 год - 40 тыс. человек были принудительно переселены в Восточную Сибирь и Забайкалье. Эти события получили название "Первого выгона". Семейскими их называли из-за больших семей, которыми они переезжали из западных областей России и Беларуси. Дома семейских аналогичны тем, что найдены при археологических раскопах Нижнего Новгорода, Москвы и Пскова. Кроме веры и отличительного образа жизни они принесли в эти края высокую культуру землепашества и животноводства. До сих пор на городском рынке Улан-Удэ на ура улетает засоленное особым способом сало от семейских.

Культура забайкальских старообрядцев - семейских - занесена ЮНЕСКО в список шедевров всемирного нематериального наследия человечества. К примеру, Тарбагатайский семейский этнографический ансамбль "Судьбинушка" - лауреат Премии им. Пятницкого, обладатель звания "Живые сокровища", присужденного ЮНЕСКО в 2001 году.

Классика

Николай Некрасов о семейских написал в поэме "Дедушка"

  • ...Взросшие в нравах
  • суровых,
  • Сами творят они суд,
  • Рекрутов ставят
  • здоровых,
  • Трезво и честно живут,
  • Подати платят до срока,
  • Только ты им не мешай.
  • - "Где ж та деревня?" - "Далёко,
  • Имя ей: Тарбагатай,
  • Страшная глушь,
  • за Байкалом...
  • Так-то, голубчик ты мой,
  • Ты еще в возрасте малом,
  • Вспомнишь, как будешь большой...