09.11.2022 20:56
Поделиться

Индийские лекарства и импортозамещение. Эксперты оценили будущее фармрынка в России

В российских аптеках и больницах может увеличиться доля лекарств производства индийских фармкомпаний. Выгодное соотношение цена/качество могут поднять их конкурентоспособность по сравнению с западными фармпрепаратами на фоне продолжающихся сложностей с поставками из Европы и США. Но все же основным трендом в России останется курс на импортозамещение. К такому выводу пришли аналитики ДРТ и эксперты фармрынка, опрошенные "Российской газетой".

Санкции, введенные против России весной 2022 года, не распространялись на поставки зарубежных лекарств и медицинских изделий, и все крупные западные компании заявили, что не планируют покидать российский рынок. Однако было свернуто проведение клинических исследований в российских клиниках, и это автоматически означало, что инновационные лекарства прийти в Россию не смогут - для регистрации их в нашей стране условие проведения испытаний с участием российских пациентов обязательно. Кроме того, "биг фарма" дружно свернула программы по продвижению своих лекарств, сократив бюджеты на рекламу и обучающие программы с медиками. В перспективе это может означать сокращение спроса на западные препараты - особенно если на нашем рынке будут представлены достаточно качественные и доступные по цене аналоги.

Пока сколько-нибудь серьезных, дестабилизирующих изменений с лекарственным обеспечением эксперты не отмечают (если не считать возникший в марте ажиотажный спрос, вызвавший временный дефицит многих лекарств). С марта 2022 года в Россию перестали поставлять только два-три препарата (для лечения эректильной дисфункции у мужчин, для решения косметических проблем), - в число жизненно важных они не входят.

Сохраняются также поставки витаминов и пищевых добавок. "Наши стратегические цели и задачи остаются неизменными. Как и прежде, мы продолжаем свою работу в направлении развития культуры потребления нутриентов в России, необходимых для поддержания здоровья. Мы продолжаем расширять ассортимент наших продуктов в аптеках и проводить образовательные мероприятия для специалистов с целью развития нутрициологии", - сообщил "РГ" глава компании Solgar в России и странах СНГ Хакан Эртрюк.

Чтобы выйти на наш рынок со своими лекарствами, фармпроизводители из восточных стран должны будут провести в России клинические испытания

В целом, соотношение импортных и локализованных препаратов, продаваемых в аптеках, практически не изменилось, - это следует из аналитического отчета DSM-Group, где представлены данные на сентябрь 2022 года. Западные компании по-прежнему доминируют в ТОП-10 по объемам продаж.

Но перебои то с одним, то с другим лекарством - главным образом, из-за логистических проблем - все же происходят. Из последних примеров такого рода - отсутствие в аптеках антибиотика амоксиклав, а также пролонгированной формы антипсихотика галоперидол. Возникновение дефицита, даже если это временно, создает немало проблем и пациентам, и врачам, которые вынуждены подбирать замену отсутствующим на рынке препаратам.

На этом фоне, предполагают в ДРТ, выгодные бонусы могут получить фармпроизводители из восточных регионов - прежде всего Индии.

"В этой стране давно существуют необходимые компетенции для производства дженериков не только в части готовых лекарственных форм, но и субстанций для них. Кроме того, индийские производители получают у западных компаний лицензии на производство лекарств на существенно лучших условиях, чем это доступно российским фармкомпаниям. Все эти факторы приводят к тому, что себестоимость производства у индийских компаний и, соответственно, цена реализации может быть заметно меньше", - пояснил "РГ" партнер ДРТ в России Олег Березин.

Эту точку зрения в беседе с "РГ" поддержал и глава фармкомпании PharmAid Азамат Метов. Эта российская компания была создана в 2014 году в ответ на первую волну санкций для того, чтобы обеспечить в сотрудничестве с Индией наше собственное производство необходимых вакцин. "Сегодня между Индией и Россией может начаться новый взаимовыгодный виток развития отношений, заложенных еще в советское время, - считает Азамат Метов. - Мы занимаемся трансфером технологий и локализацией производства биотехнологических препаратов в России. Вместе с нашим главным партнером, индийской компанией Serum Institutе плотно работаем по вопросу организации производства вакцины от ротавируса на заводе под Калугой, который мы строим. В ближайшее время планируем начать клинические исследования еще по нескольким продуктам. Кроме того, мы видим дополнительные перспективы в совместных разработках лекарственных препаратов - это направление, на которое нужно делать упор. К примеру, можно совместно сделать комбинированную вакцину против кори, краснухи, паротита и ветряной оспы, где первые 3 компонента будут российские, а ветрянка - из Индии".

По словам Метова, одно из перспективных направлений для совместных разработках - производство инновационных препаратов на основе моноклональных антител. Спектр их применения очень широк - от лечения тяжелых инфекций (такие лекарства помогли справляться с COVID-19) до ревматологии и онкологии.

Если раньше препараты индийского производства были доступны в основном в розничном сегменте российского фармрынка, проще говоря, в аптеках, то сейчас индийские производители становятся все более заметными игроками и в сегменте государственных и муниципальных закупок. "Сегодня индийские производители работают на уровне компаний "биг фарма", адаптировав под собственные потребности лучшие международные подходы и практики", - отметил Азамат Метов.

Тем не менее, нас вряд ли ожидает стремительное насыщение российских аптек и больниц лекарствами, произведенными в восточных странах. Во-первых, потому, что вся российская регуляторика нацелена на развитие собственной фармы, и по-прежнему главный тренд - импортозамещение. Во-вторых, вывод на рынок любых зарубежных препаратов - вне зависимости от того, на Западе они произведены или на Востоке - требует соблюдения довольно жестких правил.

"Замещение возможно в первую очередь со стороны российских компаний, но также и иностранных из Индии, Китая и других стран, - пояснила "РГ" генеральный директор компании "Инновационная фармацевтика" Наталья Рабинович. - Однако порог входа на российский фармрынок очень высокий. Конечно, фарминдустрия Индии и Китая достаточно развиты, но для регистрации на нашем рынке необходимо будет проводить клинические исследования с участием именно российских пациентов и добровольцев из-за специфических различий популяций. А клинические испытания - это время и деньги. Есть так же регуляторные различия, значительные различия в регистрационных досье. Еще один барьер - наличие GMP (соответствие производства определенным международным стандартам - прим. ред.), подтверждённого российским регулятором. Это значит, производственная площадка должна пройти нашу инспекцию. К слову, не все европейские площадки смогли подтвердить свой GMP. Таким образом, какие-то значительные изменения в пользу китайских и индийских компаний могут быть заметны в горизонте 5-10 лет".