07.10.2022 13:36
    Поделиться

    В московском доме культуры "ГЭС-2" стартовал "Рахманинов-фест"

    В Доме культуры "ГЭС-2" концертом пианиста Мирослава Култышева стартовал "Рахманинов-фест", посвященный грядущему 150-летию композитора.
    Открыть фестиваль доверили 37-летнему петербуржцу Мирославу Култышеву.
    Открыть фестиваль доверили 37-летнему петербуржцу Мирославу Култышеву. / Пресс-служба ДК "ГЭС-2"

    "ГЭС-2", не так давно образовавшийся новый центр московской культурной жизни, привлекает неожиданным, альтернативным углом зрения на давно привычные явления. Сергей Рахманинов, юбиляр 2023 года и один из столпов русской культуры, на своем именном фестивале выступает не в качестве композитора и пианиста - в основе концертных программ лежит отнюдь не его репертуар. В данном случае он предстает фигурой символической - эталоном русского пианизма, поводом поставить в исторический контекст молодых и активных современных российских музыкантов.

    Участниками "Рахманинов-феста" станут пианисты круга 30-летних: Арсений Тарасевич-Николаев, Юрий Фаворин и другие. Но "ГЭС-2" зовет этих уже хорошо известных академических музыкантов дебютировать на своей сцене в не совсем обычном качестве: как исполнителей на исторических инструментах XIX - начала ХХ века. В этом организаторам видится выход за пределы привычного, возможность расширить профессиональные горизонты и по-новому увидеть хрестоматийный репертуар.

    Фото: Пресс-служба ДК "ГЭС-2"

    Открыть фестиваль доверили Мирославу Култышеву, 37-летнему петербуржцу, в 2007 году победившему в фортепианном разделе на Конкурсе имени Чайковского и с тех пор сделавшему отличную международную карьеру. На "ГЭС-2" ему достался благородный "Blüthner" 1868 года из коллекции Алексея Любимова - инструмент той же немецкой фирмы, который увез с собой в американскую эмиграцию Рахманинов. Для этого рояля была приготовлена программа, соединившая Шопена (Фантазия, Три новых этюда для фортепиано, Болеро, Колыбельная, Вариации на тему из оперы Моцарта "Дон Жуан") и Третью сонату Брамса. Взаимной любви с первого взгляда, кажется, не случилось - жесткостью и дидактизмом внезапно повеяло от Брамса, Шопен оказался старым педантом, порой преодолевавшим свою сухость в Колыбельной и вариациях на моцартовские темы.

    Впрочем, исторически информированное исполнительство, как принято в последние годы называть такой тип музицирования, требует погружения в традиции - старые и новые, углубленного научного подхода к музыке. Но даже единоразовое соприкосновение с ним выводит и исполнителя, и слушателя за границы привычного, требует заново отстроить систему координат.

    Однако историческое исполнительство, которое уже утвердилось в Актовом зале нового арт-пространства, все же не единственный приоритет организаторов. Концертная программа "ГЭС-2: Музыка", в которую входит и "Рахманинов-фест", включает мировые премьеры произведений современных композиторов, заново прочитанные классические произведения. Камерный зал с его свободной рассадкой зрителей, окнами в пол, выходящими в березовую рощу, - прекрасная площадка для исследований, как могут сосуществовать разные традиции и как они могут повлиять на актуальное искусство наших дней.

    Поделиться