30.09.2022 23:45
Поделиться

Дирижер Филипп Чижевский исполнил великую ораторию Генделя "Мессия" в Московской филармонии

Открывая цикл барочных концертов в Зале им. Чайковского, дирижер Филипп Чижевский и его команда Questa Musica исполнили великую ораторию Генделя "Мессия". Солировали сопрано Лилия Гайсина, меццо-сопрано Дарья Телятникова, тенор Сергей Годин и бас-баритон Игорь Подоплелов.
Дирижер Филипп Чижевский всегда добивается атмосферы максимальной исповедальности.
Дирижер Филипп Чижевский всегда добивается атмосферы максимальной исповедальности. / Предоставлено пресс-службой Московской филармонии

Это не самая сложная партитура Георга Фридриха Генделя, но одна из самых красивых и значимых в христианском мире. Заказ на "Мессию" композитор получил летом 1741 года от герцога Уильяма Кавендиша в тот момент, когда переживал не лучший период творчества: чопорная лондонская публика прохладно принимала сочинения, которые он сам, наоборот, очень ценил.

Масштабная партитура была написана за 24 дня в августе - сентябре 1741-го. Премьера состоялась с большим успехом 13 апреля 1742 года (Гендель предназначал "Мессию" для праздника Пасхи), и все вырученные средства были переданы на благотворительность.

"Мессия" - это не только гимн любви и жертвенности, но и мощное предостережение о том, что апокалипсис может случиться в душе каждого человека

Хотя поначалу было немало сомнений относительно благочестия сочинения (текст его составлен на основе Библии короля Иакова и Псалтири Ковердейла английским либреттистом и меценатом Чарльзом Дженненсом). Среди недовольных оказался Джонатан Свифт - не только автор "Гулливера", но и настоятель собора Святого Патрика.

А время рассудило в пользу Генделя. В премьерном исполнении оратории в Дублине участвовал хор из 26 церковных певчих и семи солистов, хотя в авторской версии их четверо. Подобный исполнительский расклад позволял в большей степени дифференцировать характер и настроение арий, написанных для одного голоса.

Для Филиппа Чижевского "Мессия" - произведение, как говорится, "марочное". И его трактовка всегда далека от масштабности. Он делает ставку прежде всего на два аспекта. Первый - выверенность аутентичной стилистики. И присутствие барочных лютни и гитары Аси Гречищевой, как и мультиинструменталиста Федора Строганова, придают звучанию оркестра необходимую изысканность. А второй - камерность обстановки, когда сила человеческих чувств приобретает максимальную исповедальность и где можно и важно расслышать каждый голос.

Квартет солистов звучал в этот вечер не на одном уровне мастерства. Сопрано Лилия Гайсина покоряла чистотой и внутренней сдержанностью, а восторженная ария Rejoice greatly ("Ликуй от радости"), как и возвышенная ария I know that my Redeemer liveth ("Я знаю, мой Искупитель жив..."), стали по-настоящему кульминациями. Меццо-сопрано Дарья Телятникова была явно не в голосе, что особенно было заметно в исполнении знаменитой арии Не was despised and rejected of men ("Он был презираем и отвергнут людьми...").

Красиво и стильно звучал бас-баритон Игорь Подоплелов. Тенор Сергей Годин пел вполне ровно, но индивидуальности не хватало, а ведь именно ему волей композитора достался первый номер оратории - речитатив, задающий тон всему произведению, Comfort ye, comfort ye my people ("Утешайте, утешайте народ Мой"). И когда звучала Hallelujah ("Аллилуия" - торжественная литургическая аккламация), вставать никто не призывал, но, когда хор с участием солистов бисировал, зал благодарно поднялся.

"Мессия" - это не только гимн любви и жертвенности, но и мощное предостережение о том, что апокалипсис может случиться в душе каждого человека, если он не отважится пустить в свою душу, страждущую искушений, любовь к людям и миру.

Кстати

Следующий концерт ансамбля Questa Musica Филиппа Чижевского в рамках филармонического абонемента "Барокко" состоится 1 ноября 2022 года - в концертной версии прозвучит опера Генри Перселла "Дидона и Эней". Главные партии исполнят солисты российских музыкальных театров.