27.09.2022 00:36
Поделиться

"Неоднократно судим за избиение женщин". Журналист "РГ" пообщался с пленным шведским наемником в ДНР и узнал, кто едет в Донбасс, чтобы убивать за деньги

Последняя запись в "Твиттере" (соцсеть заблокирована в России) шведского наемника Матиаса Густавссона гласит: "Центр Мариуполя. Я временно перехожу в пехоту. Настало время мстить".
В Швеции Матиас Густавссон избивал женщин. На Украине стал наемником. Фото: соцсети

Это он написал, когда националисты "Азова" (запрещенная в РФ организация, признанная экстремистской и террористической. - Ред.) вместе с западными наемниками отступили на комбинат "Азовсталь" и обстреливали оттуда из орудий дома и парки Мариуполя.

Через несколько дней вместе с другими националистами и наемниками он сдался в плен донецким ополченцам. В Донецке, в следственном изоляторе, он и ждал суда вместе с несколькими "солдатами удачи" из разных стран.

Что же за люди приезжают из Европы на донецкую землю убивать за деньги?

Общение с Матиасом под запретом, журналистов к наемникам в тюрьму не пускают, но "Российской газете" предоставили возможность поговорить с ним в тюремной камере.

Ваш корреспондент много лет назад был единственным журналистом, кому довелось посидеть в камере с последним смертником России - Андреем Чикатило. Через полмесяца после моего интервью приговор был приведен в исполнение, и больше с тех пор смертных приговоров в России не было.

Но здесь - Донецкая Народная Республика, в ее Уголовном кодексе смертные приговоры существуют и к иностранным наемникам, убивавшим мирных жителей, вполне могут применяться. Поэтому в ходе интервью Густавссон взвешивал каждое слово.

Высокий блондин в синих шлепанцах первым делом спросил, нет ли у меня шоколада: в тюрьме, мол, еда так себе. Ну оно и понятно: чай, не курорт.

Матиас, сколько вы получали как наемник?

- Я ничего не успел получить. У меня действующий контракт с украинской армией. Но, чтобы получить деньги, нужно было идти в военкомат, открывать аккаунт в банке - я это не делал. Некогда было. Поэтому и наемником меня по-настоящему считать нельзя.

А сколько же вам обещали платить?

- 15 тысяч гривен в месяц.

И еще боевые?

- Я не помню. По-моему, еще тысяч десять. Как украинскому гражданину.

Оказавшись в тюрьме, ожидая суда за свои преступления, он обещал, что никогда больше не будет воевать. Фото: Владимир Ладный

Украинскому? На суде, который прошел в августе, вы заявляли, что купили украинский паспорт.

- Я имел право на его официальное получение. У меня двойное гражданство, это разрешено шведским законодательством, а украинское дает два года, чтобы подумать и выбрать.

У себя дома Матиас был неоднократно судим за избиение трех разных женщин, а когда доходило до суда - угрожал свидетелям

И какое выберете?

- Надо подумать.

А почему пришли сюда воевать? И именно в батальон "Азов"?

- У меня много друзей на Украине. Поэтому и приехал. Я либертарианец с социалистическим уклоном.

Но в "Азовстали" вы сдались ополченцам?

- Когда мы оборонялись в "Азовстали" и вели переговоры о сдаче, шла речь о том, что нас выпустят через месяц, но этого не произошло. Я не ожидал, что останусь в тюрьме. Никогда не ожидал, что окажусь в тюрьме.

Здесь Матиас темнит и кривит душой. В распоряжение "Российской газеты" попали документы, говорящие о том, что на своей родине, в Швеции, Матиас был неоднократно судим за избиение трех разных женщин, а когда доходило до суда - угрожал свидетелям. Так что тюрьма для него место вполне привычное.

В первый раз он попал туда еще в 1996 году. На его счету нападение, незаконные угрозы, сексуальные домогательства, нападение в ходе судебного разбирательства в отношении разных женщин. От одной из них у него есть сын Аскель. И женщина, и мальчик сегодня живут под полицейской защитой из-за угрозы, исходящей от отца. Да и теперь он практически находится в розыске - не случайно уехал оттуда на Украину. Поэтому даже из донецкой тюрьмы со шведскими властями связываться не спешит.

Матиас, как себя чувствуете в тюрьме?

- Нога болит. У меня же был перелом - ранили, когда убегал от минометного обстрела. Мне кажется, кость срослась неправильно, надо ломать и выправлять.

Сколько человек в вашей камере?

- Камера двухместная. Со мной парень из Марокко. Шумный.

Слишком часто молится?

- Нет, он атеист.

А гулять вне камеры разрешают?

- 40 минут в день.

Следите за событиями в мире? На фронтах?

- Мы оторваны от внешней информации. И адвокатов часто меняют.

Вы написали, что переходите в пехоту. Откуда?

- Я сначала был рулевым-мотористом на боевом морском корабле. Но тут нет моря.

В других войнах как наемник участвовали?

- Никогда.

А тут, если бы предоставилась возможность, воевали бы дальше?

- Нет. Я не буду этого больше делать.

"Следственным управлением Генпрокуратуры Донецкой Народной Республики завершено расследование в отношении гражданина Швеции Матиаса Густавссона 1975 года рождения, уроженца города Стокгольм, - поясняет "Российской газете" официальный представитель Генпрокуратуры ДНР юрист 1 класса Виталия Чернявская. - Следствием установлена его вина в совершении трех преступлений, два из которых относятся к категории особо тяжких, то есть предусматривают наказание от десяти лет лишения свободы и выше.

После прохождения соответствующего обучения Густавссон принимал участие в военных действиях на стороне Украины против народа Донецкой Республики. Гражданину Швеции предъявлены обвинения в прохождении обучения в целях совершения террористической деятельности, участие как наемника в вооруженном конфликте. А также совершении действий, направленных на захват власти и изменение конституционного строя в Донецкой Народной Республике. Уголовное дело в отношении Густавссона направлено в суд".

Может быть, это дело, как и дела других пойманных ополченцами западных наемников, покажут всем, кто хочет срубить денег на крови народов освобожденных республик: бить беззащитных женщин в своих европейских странах - не то же самое, что сражаться с ополченцами, которые защищают свою Родину.