11.09.2022 06:00
    Поделиться

    Как пропаганда во времена войн использовала женские образы

    Хранительница домашнего очага или героический воин? Соблазнительная красавица или мужественная труженица? В начале прошлого века стандартные женские роли были размыты из-за требований военного времени.

    На плакатах двух мировых войн женщины - ищущие защиты, нежные, ранимые домохозяйки, жертвы варварских действий врага, требующие отмщения, работницы фабрик и заводов, способные заменить мужчину, и стойкие участницы боевых действий.

    "Мы справимся!" - гласит плакат 1943 года, сделанный для поддержки работников заводов и фабрик. Фото: GettyImages

    Использование плакатов с изображением женщин в пропагандистских целях началось во время Первой мировой войны. Яркая картинка и запоминающийся слоган действительно работали. Поначалу они были рассчитаны прежде всего на мужчин.

    В США постеры, изображающие женщин в качестве жертв, должны были убедить сильный пол поступить на службу в вооруженные силы. А, например, на многих плакатах американской службы Красного Креста, призывавших делать пожертвования или записываться добровольцами, изображались сильные и мужественные медсестры в разгар боя, несущие носилки с ранеными солдатами. В Соединенных Штатах были и военные плакаты с сексуальным подтекстом. Например, на постере ВМС США, созданном Говардом Чендлером Кристи, была изображена одетая в морскую форму привлекательная блондинка, с подписью: "Я хочу тебя на флоте".

    Один из самых известных сегодня военных плакатов: "We can do it!" - "Мы справимся!", на котором изображена женщина в рабочей одежде. Он был создан художником Говардом Миллером для одной из ведущих электротехнических компаний США Westinghouse Electric. Это случилось уже во время Второй мировой войны - в 1943 году - в рамках национальной кампании, целью которой было привлечение домохозяек на производство и в другие сферы деятельности.

    До июня 1941 года мировая военная история не знала такого массового добровольного участия женщин в войне

    На Туманном Альбионе в Первую мировую на плакатах можно было увидеть элегантных леди, которые смотрят в окно, с подписью: "Женщины Британии говорят: "Иди!"

    На плакате написано: "Кухня - ключ к победе. Ешьте меньше хлеба". Фото: NMNI

    В 1917 году в стране был сформирован Женский вспомогательный армейский корпус, который комплектовался добровольцами, служившими секретарями, поварами, официантками и телефонистками. В него тоже призывали постеры, изображающие леди. Но наиболее распространенными военными плакатами с изображением женщин были те, с помощью которых британских домохозяек предостерегали от лишних трат. В Первую мировую такие: "Кухня - ключ к победе. Ешьте меньше хлеба!" Во Вторую мировую: "Пересмотри свой гардероб! Делай, создавай, ремонтируй".

    В Китае женщина в военном обмундировании никого не удивляла. На заре существования народно-освободительной армии девушек в нее принимали наравне с мужчинами. По данным "Рамблера", согласно закону о воинской повинности призыву на военную службу подлежат как мужчины, так и женщины в возрасте от 18 до 22 лет. При этом служат и те, и другие два года.

    По данным информационного агентства Синьхуа, на слабый пол приходится до 7,5% от общего числа военнослужащих НОАК. Поэтому и на военных плакатах женщин можно увидеть в тех же ролях, что и мужчин. Хотя в действительности они служат в основном на должностях с минимальным риском в таких структурах, как коммуникации и здравоохранение.

    Плакат, посвященный "Красному женскому отряду". Фото: Jin Meisheng

    В Советском Союзе одним из наиболее известных военных плакатов было произведение художника Ираклия Тоидзе "Родина-мать зовет!" Впоследствии он рассказывал, что идея нарисовать мать, которая призывает своих сыновей идти защищать родную страну, пришла ему в голову в первый день войны. Его супруга Тамара стремительно вбежала в мастерскую художника утром 22 июня и, показав на радиоприемник, сказала лишь одно слово: "Война!" Выражение ее лица и жест вдохновили Тоидзе на создание плаката, который уже 13 июля 1941 года был опубликован на первой полосе газеты "Известия".

    Фото: РИА Новости

    Образ пожилой матери неоднократно использовался в советских военных плакатах. Так, московские ополченцы поздним летом 1941 года шли защищать столицу мимо плакатов Виктора Корецкого "Будь героем!", изображавших новобранца, который прощается с матерью. Среди самых известных военных картин есть еще один рисунок Корецкого - на нем изображена женщина, в ужасе прижимающая к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой. Он подписан: "Воин Красной Армии, спаси!" Так что советская женщина с плаката - это прежде всего мать. И по мере освобождения советскими воинами оккупированных фашистскими войсками территорий менялась тональность плакатов. Изображенные на них матери, прижимая к себе убитых детей, призывали солдат, которые шли по сожженным деревням: "Отомсти!" Но, как подчеркнула в беседе с "РГ" историк Виктория Петракова, "в нашей стране в период 1941-1945 годов плакаты - это были не только образы для побуждения к лучшим чувствам и действиям. За каждым из них был самый настоящий подвиг советских женщин". Речь идет о рисунках под лозунгом "Все для фронта! Все для Победы!". На них женщины стояли у станка на заводе, сидели за рулем трактора и комбайна. Один из самых известных - изображающий женщину с изготовленным ею снарядом и подписью: "Фронту от женщин СССР". И, конечно, были плакаты, на которых советская женщина выносит раненого с поля боя: "Спасти бойца - долг патриотки!" А также и те, которые восхваляли настоящие военные подвиги слабого пола, например, "Слава боевым подругам!"

    Комментарий

    Великая отечественная женщина

    Виктория Петракова, научный сотрудник Российского военно-исторического общества:

    Плакатное искусство периода Великой Отечественной войны нельзя рассматривать вне исторического контекста. Его ключевая задача - призыв к действию, укрепление силы духа, побуждение к подвигу во имя Победы. Плакаты 1941-1945 годов, на которых изображены советские женщины, конечно, были призваны вдохновить их самих на воинский или трудовой подвиг, а воинов Красной Армии - на защиту мирного населения. Однако уникальность событий в нашей стране в тот период в том, что за каждым - самый настоящий подвиг советских женщин, будь то в промышленности, сельском хозяйстве или на фронте. До июня 1941 года мировая военная история не знала такого массового добровольного участия женщин в войне.

    Поделиться