28.08.2022 06:00
Поделиться

От поклонения золотому тельцу до полной аскезы: Семь видов проблемных отношений с деньгами

В стране семейных денег есть несколько разновидностей идиотов. Главное - чтобы никто в вашей семье ими не стал.
Иллюстрация Н. Алексеева к роману Достоевского "Игрок".
Иллюстрация Н. Алексеева к роману Достоевского "Игрок". / Культура.рф

1) Пустынники. Деньги - зло, не возжелай их. Не дай семейству насладиться злом.

2) Моты. Деньги - река, легко протекающая в разных направлениях.

3) Скопидомы. Пачки банкнот, завернутые в темные колготки, скрытые на глубине.

4) Денежные наркоманы. Должник на должнике сидит и должником погоняет.

5) Фантасты. Вложение денег в туманность Андромеды создаст глубокий денежный поток.

6) Игроки. Дай сто - получишь двести. Тогда - когда.

7) Духовные искатели. Наденьте рубище певца. Богатей - духовно.

Нелюбовь к деньгам - в нашей культуре. Мы даже платить пытаемся в конвертах, чтобы не осквернить чей-то взгляд. Поэтому мы стремимся как можно скорее избавиться от денег, даже тогда, когда они заработаны в каменоломнях. Мы на порядок легче тратим их, чем зарабатываем.

И в этом ошибаемся.

А как правильно? Правильно - золотая середина при куче идей и вечном поиске, как плыть дальше со всей силой и энергией семьи.

Но что думаете вы? Кто вы в своих семейных деньгах? Вот ответы: "Я и мот, и скопидом одновременно". "Что делать? Мечусь между N1 и N2, "деньги - зло" и быть мотом". "Я - денежный наркоман, три кредита и кредитная карта". "Во мне борются первые три. Прямо дерутся в зависимости от моего настроения". "А меня несет от духовного искателя до мота и обратно". "Мы начинали как N7 - духовные искатели, одеться рубищем певца. Зато потом дети растерзали наше рубище в клочья". "Мы немного почти всяк из списка". "Есть маленько у нас в семье таких". И наконец: "Первое и седьмое - мое семейное. У бабушки слово "торгаши" - из разряда матерных. И выбираться из этого было очень сложно".

"Изначально семейное - это N1 и N7 ("деньги - зло" и "наденьте рубище певца", они перекликаются)". "Одного пункта не хватает: готова пахать, чтобы приумножить. Но иногда выходит N5 ("фантасты, вложение денег в туманность Андромеды"). "Бывший супруг совмещал N1 и N2... мог купить дорогой коньяк на последние, под лозунгом "нельзя экономить, надо больше зарабатывать!" Но на вопрос о заработке было что-то из N1 ("Деньги - зло!"). "Пытаемся вложиться только в то, что может дать двойную прибыль, вот уж идиотское поведение".

А есть денежные приметы? "Как только начинаю экономить, сразу начинаются непредвиденные потери. Последний раз карту потеряла и с нее сняли 12 тыс. руб.". "Когда появится лишняя десятка тысяч, сразу машина или что-то в доме ломается".

Счастье, когда семья сама строит свою политику - как зарабатывать, что хотелось бы иметь, на каких горизонтах времени, как справиться с финансовыми рисками. "В последнее время очень обдуманно меняю время на деньги. Хватает в результате и того и другого. Жизнь так коротка!". "Все же чувствую, что мы с мужем реалисты и ни в одной из этих категорий. Где возможно экономим, а если что-то необходимо - не отказываем в удовольствии, на ветер не кидаем, но и не жмотничаем никогда".

Любой игрок толкает свою семью в море случайностей

Сколько семей - столько своих финансовых приключений, и одни из самых невероятных из них испытывают семьи, в которых завелись игроки. В нашей классификации смертельного для семьи финансового оружия - люди N6. Неважно, где вы играете: на рынке акций, на бирже фьючерсов и опционов (вот уж где опасно), в казино, в бильярдной, на скачках или режетесь в преферанс в социальных сетях, или даже просто сражаетесь в карты на лавочке, но если вы на кон ставите деньги или ваше имущество, или даже ваши права, то вы толкаете семью в море случайностей, рано или поздно способных разорить ее.

Азбука? Прописные истины? Об этом лучше всего знал Достоевский, страстный игрок, сочинивший всем известный роман "Игрок", в котором точно описал, что есть победа в его представлениях - в мечтаниях человека, испытавшего все превратности судьбы.

"Я выиграл - и опять поставил все... Опять выигрыш! ...Я был как в горячке и двинул всю эту кучу денег на красную - и вдруг опомнился!.. Страх прошел по мне холодом и отозвался дрожью в руках и ногах. Я с ужасом ощутил... что для меня теперь значит проиграть! Стояла на ставке вся моя жизнь!

- Rouge! - крикнул крупер, - и я перевел дух, огненные мурашки посыпались по моему телу. Со мною расплатились банковыми билетами... Затем... я поставил две тысячи флоринов... и проиграл; поставил мое золото... и проиграл. Бешенство овладело мною: я схватил последние... две тысячи флоринов и поставил... так, на авось, зря, без расчета!.. - Quatre! - крикнул крупер. Всего, с прежнею ставкою, опять очутилось шесть тысяч флоринов. Я уже смотрел как победитель, я уже ничего, ничего теперь не боялся и бросил четыре тысячи флоринов на черную...

Вышла черная. Не помню я уж тут ни расчета, ни порядка моих ставок... Помню только, что я забирал деньги тысячами... Схватил все мое золото... схватил все билеты и тотчас перешел... в другую залу, где была другая рулетка... пустился ставить опять, зря и не считая. Не понимаю, что меня спасло!..

Точно судьба толкала меня. На этот раз... случилось одно обстоятельство... Привяжется счастие, например, к красной и не оставляет ее раз десять... сряду... Мною... овладела ужасная жажда риску. Может быть, перейдя через столько ощущений, душа не насыщается, а только раздражается ими и требует ощущений еще, и все сильней и сильней, до окончательного утомления. И, право не лгу, если б устав игры позволял поставить пятьдесят тысяч флоринов разом, я бы поставил их наверно. Кругом кричали, что это безумно, что красная уже выходит четырнадцатый раз!..

Я вдруг очнулся. Как? я выиграл в этот вечер сто тысяч флоринов!.. Я бросился на билеты, скомкал их в карман... загреб все мое золото, все свертки и побежал из воксала. Кругом все смеялись... глядя на мои оттопыренные карманы и на неровную походку от тяжести золота... Не помню, о чем я думал дорогою; мысли не было. Ощущал я только какое-то ужасное наслаждение удачи, победы, могущества".

А теперь о том, как это выглядело на самом деле. В дневнике 1867 г. жена Достоевского, Анна Григорьевна записала: "Сегодня у нас было двенадцать золотых и 25 талеров. Федя взял 15... пошел на рулетку и, отыграв 10 талеров, ушел домой, так что у нас оставалось 35 талеров. Но скоро пришел назад, сказав, что проиграл, и просит дать еще 15 талеров. Я отдала, осталось только 4 талера, потому что пятый отдан был за обед... Когда я пришла домой, то немного спустя пришел и Федя и, весь бледный, сказал, что проиграл и эти и просил ему дать последние четыре талера. Я отдала, но была уверена, что он непременно их проиграет...

Прошло более с полчаса. Он воротился, разумеется, проиграв... и просил меня, чтобы я дала ему еще пять золотых, хотя он знает, что у нас останется только семь золотых и что нам нечем будет тогда жить. Но... иначе, если я не дам, то он сойдет с ума... Я не могла устоять... и отдала ему пять золотых... Федя начал играть. Он то возвышался, то понижался. Наконец, остался только золотой. Мы перешли в другую залу. Здесь Федя начал играть, то проигрывая, то выигрывая... Наконец... у нас оказалось пять... Ну, хоть не выигрыш, то по крайней мере свои на сегодня воротили. Мы были так рады, что всю дорогу весело смеялись, а Федя целовал мне руку и говорил, что нет счастливее его на свете".

Пусть и мы будем счастливыми хотя бы в денежном смысле, и не пятью флоринами, а большой работой, с самым смелым и осторожным финансовым расчетом, в котором искусство рисковать будет сочетаться с нашим умением делать деньги. Но деньги не из пустоты, не из болезненной приверженности к игре, а из умения быть для всех, работать для всех, извлекать пользу для всех и только так стать состоятельными всей семьей.