23.08.2022 10:18
Поделиться

Что ожидает рынок программных продуктов

В первой половине 2022 года российский рынок информационных технологий вошел в фазу масштабной трансформации. Это было вызвано прежде всего уходом ряда иностранных вендоров, а соответственно - с необходимостью срочного замещения импортных программ.

Многие крупные компании и раньше разрабатывали и реализовывали стратегии перехода на отечественное ПО. Но события первого полугодия значительно ускорили процесс. Сейчас уже не государство подталкивает российские предприятия и организации к переходу на независимые от импорта решения, а сама рыночная ситуация. Западные производители IТ-продуктов сами вынуждают заказчиков мигрировать на российские коммуникационные системы. По нашим наблюдениям, спрос на отечественное ПО вырос многократно. Ажиотаж вполне объясним: по сути, клиенты оказались в ситуации, когда время играет против них. Возникла острая нужда в замене базового программного обеспечения для решения текущих задач. Невозможность продления лицензии на привычные продукты, угроза отключения от них и отсутствие технической поддержки по ранее приобретенным программам могут очень негативно повлиять на бизнес-процессы.

В первую очередь от зарубежных решений отказываются компании, где есть критическая информационная инфраструктура. Это государственные учреждения, корпорации, органы государственной власти.

По нашим оценкам, рынок будет двигаться в сторону развития экосистем программных продуктов. В первую очередь - необходима интеграция между продуктами различных поставщиков. Дело в том, что западные вендоры изначально нацелены на создание целых инфраструктур. Так, у корпорации Microsoft операционная система, офисный пакет и коммуникационные решения глубоко интегрированы между собой. Компании Avaya и Cisco поставляют на рынок как программную, так и коммуникационную часть, то есть фактически тоже предлагают большие экосистемы, в которых реализовано все, что касается передачи данных. Поэтому заказчикам удобно создавать свою коммуникационную инфраструктуру на основе продуктов западных вендоров.

В ближайшей перспективе вырастут не только объемы, но и качество российского ПО - благодаря возросшему спросу и увеличению количества внедрений. В некоторых сферах, например, в BI (бизнес-аналитика), уже сейчас представлено много отечественных вендоров, чьи продукты обладают функционалом, близким к иностранным аналогам.

Вырастут не только объемы, но и качество российского ПО

Ожидается, что из-за невозможности закупки узкоспециализированного программного обеспечения, разработанного под нужны конкретных отраслей, заказчики будут активнее инвестировать в собственную разработку, в том числе на базе свободного ПО. Например, с уходом с российского рынка Microsoft компании оказались вынуждены искать замену Microsoft SQL Server. В этой ситуации стоит обратить внимание на PostgreSQL - свободное ПО с открытым исходным кодом для управления базами данных. В целом, уход крупных вендоров из России увеличивает потенциал роста услуг по внедрению решений и платформ, построенных на базе программного обеспечения с открытым исходным кодом.

Также возможно появление на российском рынке новых IТ-решений из дружественных стран. Некоторые интеграторы уже начинают присматриваться к азиатскому рынку и выстраивать взаимодействие с разработчиками из Китая, Тайваня и Южной Кореи для покупки серверов, оборудования беспроводных и базовых сетей, сетевых устройств. Оборудование беспроводных сетей необходимо для использования мобильной связи, базовых сетей - для работы банкоматов, сетевых устройств - для широкополосного доступа к интернету.

Безусловно, отечественные вендоры будут рассматривать для своего развития и зарубежные рынки. На самом деле программные продукты, сделанные в РФ, уже сейчас можно назвать конкурентоспособными на международной арене. Но для того, чтобы отвоевать там хорошее место, необходим такой доступ к инвестиционному капиталу, какой имеется у зарубежных IТ-компаний.

В настоящее время российские вендоры расширяют присутствие в странах Южной Америки, Ближнего Востока и Азии. Помочь в продвижении ПО на внешних рынках должна служба цифровых атташе, которая в 2022 году начала работу в 16 странах: Аргентине, Вьетнаме, Марокко, Египте, Индии, Иране, Казахстане, Кубе, Малайзии, ОАЭ, Пакистане, Таиланде, Турции, Узбекистане, ЮАР и Китае.