издается с 1879Купить журнал

Домашний архив: Шутка вдовы Федора Достоевского

Тайна ее письма из 1914 года ждала разгадки в пыльной коробке на дачном чердаке

Уважаемая редакция!

Хочу предложить для публикации в рубрику "Домашний архив" материал о найденном недавно в нашем семейном архиве письме жены Ф.М. Достоевского, адресованном в 1914 году моему двоюродному прадеду В.А. Миткевич-Волчанскому.

С уважением,

Наталия Караваева, кандидат географических наук, Москва

Есть люди, которые никогда ничего не выбрасывают. Бережно складывая старые вещи, одежду, письма, фотографии в коробки, они отвозят их на дачу и хранят на чердаке, надеясь когда-нибудь разобрать. В нашем роду такими людьми были все до единого. Поэтому в детстве я так любила залезать на чердак и, протискиваясь между коробками с детскими вещами и игрушками, добираться до самых дальних, старых, покрытых толстым слоем пыли, в которых хранились пожелтевшие письма и фотографии, наклеенные на толстый картон.

Владимир Арсеньевич Миткевич-Волчанский.

С фотографий на меня почему-то с грустью смотрели дамы в кружевных нарядах и шляпах с перьями, мужчины в военной форме и дети, выстроенные по росту. Я любила разглядывать этих людей из далекого прошлого, приходившихся мне прадедушками и прабабушками, и представлять, как они жили, чем занимались и о чем разговаривали.

Мария Александровна Миткевич-Волчанская (урожденная Шашурина).

Могла ли я подумать тогда, что спустя 30 лет мы вместе с отцом снова заглянем в одну из этих коробок и нам откроется удивительная история...

Письмо из чердачной коробки, о котором я хочу рассказать, написано Анной Григорьевной Достоевской - женой Федора Михайловича Достоевского - в июне 1914 года и адресовано Владимиру Арсеньевичу Миткевич-Волчанскому - моему двоюродному прадеду:

Письмо ему от Анны Григорьевны Достоевской.
Письмо ему от Анны Григорьевны Достоевской.

"Молодой человек! Познакомилась с вашей хорошенькой женой, Марьей Александровной, и скажу Вам одно: из 5 человек, кот. ее окружают, кот. конечно я знаю, 4 у ея ног, 5й же сказал мне, если она с Вами не разведется, то он застрелится у нее под окном. Мне 66 л. примите совет мой и никогда на курорт не отпускайте одну хорошенькую и умницу жену МА.

Анна Григорьевна Достоевская

1914 года июнь".

Анна Григорьевна Достоевская.

Может показаться, что Анна Григорьевна очень торопилась, сокращая слова, наспех выведенные простым карандашом. Но надо помнить, что в юности она работала стенографисткой, помогая в том числе Федору Михайловичу сдавать в срок издателям рукописи романов. Привычка!

А вот указанный возраст удивляет: Анна Григорьевна пишет, что ей 66 лет, - хотя в июне 1914 года было 67 и вскоре должно было исполниться 68. Да и мотив послания не вполне понятен: то ли это своеобразная шутка, то ли наставление пожилой женщины? В своих воспоминаниях Анна Григорьевна описывает, как однажды подобным образом подшутила над мужем, послав ему анонимное письмо с предупреждением: мол, его жена якобы носит на шее медальон, в котором спрятана фотография ее любовника. В ярости сорвав с шеи супруги медальон, Федор Михайлович обнаружил там свою фотографию, но смешным ему это вовсе не показалось: "Умоляю, не шути такими вещами, в ярости я за себя не отвечаю!"

Может быть, и в этот раз вдова писателя решила разыграть новую знакомую?

Несколько сохранившихся открыток из переписки Марии Александровны и Владимира Арсеньевича расширили круг моих поисков: прадед служил в артиллерийской бригаде, дислоцировавшейся под Можайском, а прабабушка ввиду слабого здоровья собиралась провести зиму 1914 года в Крыму:

"... Здоровье очень плохо - слаба, положительно задыхаюсь. В среду 15-го надо набраться сил, как-то я смогу... Доеду, думаю, хорошо. Мириманова тоже едет, ты будь спокоен... Сиротинин и Штосс сказали зимовать в Крыму и что ...Русса ничего мне не даст... Как ты? Ничего не пишешь о делах. Помолись за мое здоровье. Твоя Маруся. 13 мая 1913 года".

Провела ли Мария Александровна в Крыму всю зиму или возвращалась в Москву/Санкт-Петербург, виделась ли с мужем - неизвестно. Зато благодаря найденной на чердаке записке мы точно знаем: весной или в начале лета 1914 года она познакомилась в Ялте с Анной Григорьевной Достоевской. Не исключено, что они вместе бывали на каких-то мероприятиях, Анна Григорьевна могла наблюдать за ухаживаниями молодых людей и, возможно, за чрезмерными знаками внимания, которые они оказывали Марии Александровне. О чем она и не преминула рассказать моему прадеду.

Однако, судя по тому, что записка сохранилась в вещах прабабушки, вдова Федора Михайловича не стала отправлять ее адресату. А отдала ... самой прабабушке.

Наверное, это была все-таки шутка.

Вскоре началась Первая мировая война. Владимир Арсеньевич сразу был призван на фронт, воевал в чине штабс-капитана в составе 53-й артиллерийской бригады. За боевые заслуги награжден орденом Святого Георгия 4 степени. Впоследствии получил чин полковника. Погиб в ноябре 1920 года в Симферополе.

Подпись на обороте фотографии: Опять пишу тебе, но этих горьких строк Читать не будешь ты...
  • Опять пишу тебе, но этих
  • горьких строк
  • Читать не будешь ты...
  • Нас жизненный поток
  • Быть может разлучит.

  • Но я пишу тебе затем,
  • что я привыкла
  • Все повторять тебе,
  • что шепчет мой язык,
  • без цели нехотя,
  • твои былые речи,
  • Что я считаю жизнь
  • от нашей первой встречи,
  • Что милый образ твой
  • мне каждый день милей,
  • Что нет покоя мне
  • без бурь минувших дней,
  • Что муки ревности
  • и ссор безумных муки
  • Мне счастьем кажутся
  • пред ужасом разлуки.

12,32,2,12,32!"

(в порядковых числах алфавита зашифровано слово "ЛЮБЛЮ").

Мария Александровна вернулась в Санкт-Петербург и работала в госпитале. По одной из версий, умерла в 1917 году в результате несчастного случая - упала с лестницы. По другой, из письма ее племянницы, тоже найденного нами, - отравилась на фронте, узнав о смерти мужа.

Анна Григорьевна Достоевская осталась в Ялте и умерла в 1918 году.

Таковы судьбы людей, удивительным образом связанных одной загадочной запиской.

1

Владимир Арсеньевич Миткевич-Волчанский.

2

Письмо ему от Анны Григорьевны Достоевской.

3

Анна Григорьевна Достоевская.

4

Подпись на обороте фотографии:

Опять пишу тебе, но этих горьких строк Читать не будешь ты... Нас жизненный поток Быть может разлучит. Но я пишу тебе затем, что я привыкла Все повторять тебе, что шепчет мой язык, без цели нехотя,

твои былые речи, Что я считаю жизнь от нашей первой встречи, Что милый образ твой мне каждый день милей, Что нет покоя мне без бурь минувших дней, Что муки ревности и ссор безумных муки Мне счастьем кажутся пред ужасом разлуки. 12,32,2,12,32!" (в порядковых числах алфавита зашифровано слово "ЛЮБЛЮ").

5

Мария Александровна Миткевич-Волчанская (урожденная Шашурина).