Экономика Германии стала ведущей в Европе во многом благодаря импорту нефти, газа и угля из России. Сейчас вынужденно снижая поставки из нашей страны, Германия пилит "сук, на котором сидит", теряя преимущество - дешевые и доступные энергоресурсы. Это неминуемо скажется на экономическом росте и положении страны в Евросоюзе.
При этом Германия одна из самых зависимых стран по объемам поставок энергоресурсов из России. Другой лидер ЕС - Франция зависит от них гораздо меньше. А третья по объемам экономики в Евросоюзе страна - Нидерланды, хотя и импортировали из нашей страны много нефти, газа и угля, но значительная их часть шла для дальнейшей перепродажи или переработки и экспорта в другие страны.
Начнем с нефти. Ее Германия потребляет около 80-90 млн тонн в год. Россия - крупнейший поставщик нефти на немецкий рынок. На территории страны работает несколько нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), из которых два получают сырье по трубопроводу "Дружба" из России, от поставок по которому Германия добровольно хочет отказаться. В год оба НПЗ потребляют чуть менее 24 млн тонн нефти. Организовать поставки сырья на эти НПЗ из других стран возможно, но это окажется значительно дороже из-за стоимости самой нефти и увеличения расходов на транспортировку. При этом главная проблема в том, что абы какую нефть поставлять нельзя. Заводы приспособлены под переработку именно российской марки Urals.
Чтобы получить нефть со схожими характеристиками, придется смешивать сорта из разных стран, что еще больше увеличит затраты, или перепрофилировать производство под другое сырье. Но последний путь весьма дорог. Например, в США большинство НПЗ до сих пор работают с тяжелой сернистой нефтью, несмотря на то, что большая часть добычи в стране уже более 20 лет - легкая малосернистая нефть.
Кроме этого, для замещения российской нефти на немецких НПЗ нужно наличие свободных объемов нужных марок нефти на рынке. А пока значительного превышения предложения над спросом на нефтяном рынке не наблюдается. Остановка НПЗ возможна, но тогда придется импортировать топливо из других стран (причем в 2021 году из России Германия получила чуть менее 5 млн нефтепродуктов), а сейчас на европейском рынке наблюдается его дефицит. Причем Германия сама экспортировала топливо в другие страны, а в результате станет его импортером. Скорее всего, из Нидерландов.
Под запреты Евросоюза не попал российский газ, хотя по заявлениям польских чиновников обсуждение этой темы возможно в рамках седьмого пакета санкций. При этом Германия уже пострадала от мер против российских газопроводов. Страна могла потеснить Нидерланды, создав на своей территории крупнейший газовый хаб (газораспределительный центр и центр ценообразования) в Европе. Для этого нужно было только запустить "Северный поток-2". Совокупная мощность газопроводов в Германию тогда бы превысила 200 млрд кубометров в год, но этого не произошло.
Доля газа в генерации электричества в Германии - 15,4%, а в теплоснабжении - около 50%. Снижение поставок из России предлагается компенсировать углем. Проблема в том, что главным поставщиком угля в Германию была Россия. Но с августа его импорт из нашей страны для стран ЕС запрещен.
Германии придется переориентироваться на импорт угля из более отдаленных регионов, считает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. Скорее всего, на Индонезию и Австралию - двух крупнейших в мире угольных экспортеров. Переориентация с России на них внесет вклад в рост издержек для бизнеса, с учетом того, что в Германии на долю угля уже приходится 24% выработки электроэнергии.
По мнению Родионова, рост цен уже стал проблемой для немецкой промышленности. Согласно майскому прогнозу IHS Markit, прирост промышленного производства в Германии замедлится с 4% в 2021 году до нуля в 2022 году, пусть даже отчасти из-за исчерпания эффекта низкой статистической базы кризисного 2020 года.
С точки зрения инвестиционного стратега УК "Арикапитал" Сергея Суверова, отказ от российских энергоресурсов может дорого обойтись Германии. Из-за роста расходов на энергию конкурентоспособность ее продукции снизится, логистика по энергетике станет более дорогой и неудобной, вырастут цены на бензин, что снизит покупательную способность немцев. С другой стороны, расходы на энергию увеличатся для всех стран, а экономическое лидерство Германии в ЕС определялось не только низкими затратами на энергию, но и контролем над зарплатами, высоким качеством продукции, наличием высококвалифицированных инженеров и рабочих, высокой технологичностью продукции, отмечает эксперт.