Об этом рассказал заместитель председателя Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Андрей Терешок на форуме "Неделя российского ретейла". Он напомнил, что проект закона о продаже слабого алкоголя (не только пива, но и вина) на АЗС был внесен в Госдуму еще в 2017 году. На него есть положительное заключение правительства. Но закон так и не был принят. В конце прошлого года минэнерго предложило разрешить продажу алкоголя на АЗС, чтобы тем самым поддержать ТЭК. Но и это решение "зависло": пока нет одобрения правительственной комиссии, говорит Терешок.
Оппоненты этой идеи считают, что таким образом водителя провоцируют употреблять алкоголь за рулем, что может привести к росту ДТП. Однако прямой зависимости продаж алкоголя и увеличения аварийности на дорогах нет - об этом говорят несколько исследований, утверждает Терешок.
Между тем торговля алкоголем для бизнеса - дополнительная маржа, которая позволила бы АЗС быть более конкурентоспособными. Пивоваров такие продажи поддержат в условиях дорожающего производства в связи с затрудненной логистикой, считает и.о. президента "АБ ИнБев Эфес" Ораз Дурдыев.
Да и общемировая практика доказывает, что нетопливная часть бизнеса занимает доминирующую часть прибыли автозаправок. По сути они выступают еще одним вариантом магазина у дома, где можно закрыть базовые потребности. Если уж есть опасения у каких-то экспертов, можно опробовать эту инициативу в каком-то отдельном регионе в качестве пилотного проекта, говорит Терешок.
Впрочем, не надо ходить далеко за примером: торговля слабым алкоголем (и крепким тоже) разрешена в Беларуси, рассказал исполнительный директор союза "Гильдия пивоваров" Владислав Скребцов. "Компенсирует" это ужесточение санкций для водителей, севших за руль в состоянии алкогольного опьянения. При повторном нарушении конфискуют автомобиль, а штраф может достигать 6 тысяч долларов. Вдобавок к этому можно сесть на пару лет в тюрьму.
Не стоит воспринимать АЗС и как дополнительный канал для продажи нелегальной продукции. Уже потому, что нелегального оборота в пиве очень мало, тогда как в крепком алкоголе эта доля составляет примерно 29%, говорит директор департамента развития внутренней торговли минпромторга Никита Кузнецов.