Появятся ли в России "авиамаршрутки"

Малая авиация сможет перевозить пассажиров на небольшие расстояния по доступным ценам как авиатакси или "маршрутки", но для этого нужно еще больше упростить административное регулирование отрасли. Так считают в Ассоциации малых авиапредприятий. Однако, по мнению некоторых экспертов, без госсубсидий все же не обойтись.

Сейчас в стране малой авиации как отрасли, по сути, нет, рассказывает "РГ" председатель правления Ассоциации малых авиационных предприятий Сергей Детенышев. В регионах работают несколько компаний, которые за счет бюджета возят людей. "Мы предлагаем снять административные барьеры. Тогда авиаперевозка станет дешевле, чем на машине", - говорит он. Стоимость билета в ассоциации назвать затрудняются, говорят, нужно считать для конкретных маршрутов. Но вложения сопоставимы с автотранспортом. Если автомобиль стоит 1,5 млн рублей, то четырехместный простой самолет - около 6 млн рублей, при этом срок его службы примерно раз в 10 больше, чем у автомобиля. Топливо такой самолет потребляет около 20 литров на 100 км. При этом аварийность авиатранспорта в сотни раз ниже, чем такси.

Пока малые авиапредприятия убыточны. Главная причина - жесткие правила, делающие невозможной работу бизнеса, считает Детенышев. Например, на получение сертификата любое малое авиапредприятие должно тратить десятки миллионов рублей. По действующим Федеральным авиационным правилам (ФАП) руководить предприятием малой авиации обязаны целых семь директоров по разным профилям.

Ряд послаблений для малой авиации внесли в новые Федеральные авиационные правила, теперь нужны самолеты малой вместимости

Что-то в новых ФАП, которые вступят в силу с 1 сентября 2022 года, упростили, но многие избыточные нормы остались. Например, контроль финансово-экономического состояния малого авиапредприятия заменили бизнес-планированием, что, по сути, является тем же контролем, говорит Детенышев. Вместо сложного административного контроля ассоциация предлагает ввести саморегулирование в отрасли, создать фонд. Предложения направляли в минтранс, но решения никакого нет.

В минтрансе на запрос "РГ" на момент подписания номера не ответили.

Тем временем за последние 26 лет общее количество аэропортов в стране уменьшилось с 1450 до пары сотен. В огромной стране между малыми аэропортами до сих пор продолжают курсировать легендарные "кукурузники" Ан-2. Например, аэропорт Летняя Золотица в Архангельской области - поросшая травой посадочная площадка и ветхий деревянный домик-аэровокзал с печкой.

Распутица закончилась. Старенькая "аннушка" отправляется в свой основной рейс Васьково - Лопшеньга - Летняя Золотица - Васьково. Когда-то отсюда можно было улететь в Пурнему и Онегу, где находился конечный пункт. Теперь самый дальний рейс - до Архангельска с промежуточными посадками в Лопшеньге и Пертоминске, рассказывает начальник аэропорта Илья Иконников. Долететь из аэропорта Васьково до Летней Золотицы стоит 3,5 тыс. рублей. Есть направления, билет на которые стоит 12-17 тысяч - на полуостров Канин, Шойну, Вижас, Чижу, Индигу. По карману эти расходы далеко не всем. В селах зарплата 5-8 тыс. рублей считается хорошей.

Тем не менее потребность в таких авиарейсах огромная. Более 60% территории России - пространства, где дороги если и есть, то годятся лишь для трактора или КамАЗа. В 15 регионах России авиаперевозки - основа транспортной системы.

"Из нашего села до Иркутска должны быть два авиарейса в неделю, но в реальности чаще всего бывает только один, - говорит Евгений Семенов, житель сибирского села Казачинское. - Самолеты обычно небольшие, на 20 мест. И пассажиры за билеты буквально дерутся".

Рентабельность внутрирегиональных перевозок очень сомнительна, а без субсидий - глубоко убыточна, считает глава аналитической службы агентства "АвиаПорт".

Чтобы обеспечить рентабельность рейсов, нужно правильно рассчитывать вместимость самолетов, так как главный вопрос в их заполняемости, говорит председатель Ассоциации малой авиации Якутии Иван Лукин. Например, на населенные пункты, где около 1000 жителей, нужно ставить самолет на 5 мест, чтобы выполнять хотя бы два рейса в неделю.

В новые ФАП уже внесены важные послабления, говорит он. Авиакомпании малой авиации получат возможность перевозить пассажиров, груз и почту. Теперь можно будет организовать полеты в режиме "авиатакси", имея в аренде или в собственности всего один самолет пассажировместимостью до 55 мест, то есть класса Ан-24 и ниже. Раньше требовалось минимум три самолета.

Следующим шагом должно стать уменьшение налоговой нагрузки на малую авиацию и обеспечение отрасли самолетами нужной вместимости. Отечественный самолет "Байкал" подойдет для поселков на 1,6 - 1,8 тыс. жителей, то есть только для райцентров.