Уникальность информации об автомобилизации династии Романовых удачно дополняется многочисленными и столь же уникальными иллюстрациями, наглядно подтверждающими, что императорский гараж Николая II был крупнейшим в тогдашнем мире. А самый первый "мотор" в царской семье появился еще летом 1895 года, его купил в германском Мангейме великий князь Дмитрий Константинович. 13 августа того же года состоялась и первая автомобильная прогулка императора, который записал в дневнике: "Митя показывал свой новый бензиновый экипаж, на котором я прокатился".Тот бензиновый экипаж назывался просто "Бенц", но появится и "Мерседес", ставший одной из автомобильных марок, которые активно закупал Собственный Его Императорского Величества гараж, история которого уместилась в краткие десять лет - с 1907 по 1917 гг.
Приобщению Николая II и императорского двора к диковинным по тем временам самодвижущимся экипажам активно способствовал флигель-адъютант императора князь Владимир Николаевич Орлов (потомок тех Орловых, что возвысились еще при Екатерине II). Энергичный аристократ успевал и устройством августейшего гаража заниматься, и закупать лучшие европейские авто, и самолично возить за рулем монарха с супругой. Удовольствие оказалось совсем не дешевым: только до 1911 года затраты на императорский гараж превысили космическую по тем временам сумму в миллион рублей. В эту сумму входило сооружение и обслуживание специальных зданий для обслуживания монарших авто во всех местах, где царская семья проводила больше всего времени - в Царском Селе, Петергофе, Петербурге (во дворе Зимнего дворца) и в крымской Ливадии. Сотрудников императорского гаража набрали в количестве более 120 человек, среди них имелись, например, старший мыльщик, помощник старшего мыльщика, мыльщики 2-го и 3-го разрядов.
Автомобили при императорском дворе множились на глазах: в 1907 году их было восемь, в 1913-м - 40, а к началу 1917 года - уже 56, правда, лично Николая II обслуживали только девять из них. При выездах царская машина всегда шла первой, но распознать ее прохожим было непросто: из соображений безопасности на ней никогда не было никаких номеров. На сопровождающих императора авто был предусмотрен только задний номер синего цвета с белой императорской короной.
Императорское увлечение автомобилями, как показано в книге, меняло и тогдашний русский язык. В 1915 году на волне антигерманских настроений мотор стали все чаще называть двигателем, и это слово хорошо прижилось. А вот попытка переименовать "гараж" в "сарай для самовозов" так и осталась курьезом времен Первой мировой войны.
Кстати
Автомобили первых лиц Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации можно увидеть в экспозиции музея "Гараж особого назначения" - он в прошлом году открылся на ВДНХ.