Самые амбициозные планы связаны с Гавайями. Здесь находятся заброшенная нефтебаза, старая техника, развалины военной базы. А на другой оконечности острова - оставленный в 1990-е аэродром, где тоже кучи металлолома.
Закономерный вопрос: с какой стати мы занимаемся экологией Гавайев? Американцы что, сами не могут?
Могут, конечно, но речь идет о российских Гавайях. Так называется мыс на острове Врангеля. В конце XIX века сюда занесло американское судно-китобой с Гавайских островов. Капитан скучал по родному дому и назвал в его честь первое место, которое увидел в бинокль. Название прижилось.
На остров Врангеля экспедиции РГО отправятся сразу после открытия навигации. С 15 июля и до 30 сентября здесь предстоит спрессовать тысячи старых стальных бочек. Опасность для хрупкой северной экологии несут не сами ржавые бочки, а их содержимое: остатки ГСМ.
В зону генеральной арктической уборки попал и Кильдин - это остров в Баренцевом море. Здесь кроме бочек предстоит утилизировать тяжелую военную технику, старые суда. Как рассказал руководитель экспедиционного направления РГО Сергей Чечулин, будет применен плазменный метод резки, что позволит за лето собрать до 300 тонн металла.
Новые технологии повысят эффективность работ, но в целом труд арктических экологов легким быть не обещает.
"Берегите спины, - напутствовал участников экспедиций первый вице-президент РГО Артур Чилингаров. - Я свою в Арктике не уберег. Не забывайте, что ржавая бочка с остатками ГСМ, простоявшая в Арктике несколько десятилетий, - это колоссальная тяжесть. Она буквально вросла в мерзлоту".
Также легендарный полярник сообщил, что скоро будут возобновлены круглогодичные экспедиции в Северном Ледовитом океане. Для этого создана ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс". До этого (начиная с 1937 года) полярники дрейфовали на естественных льдинах. Занятие рискованное, Артур Чилингаров вспомнил, насколько неприятны ощущения, когда льдина начинает разламываться. Последняя экспедиция дрейфовала в 2013 году, но из-за аномально теплой погоды людей пришлось с нее эвакуировать.
А новая платформа - это новые возможности. 83-метровое судно, на борту три десятка лабораторий... В общем, на Арктику у нас большие планы.
"Арктика - наш дом, и его надо содержать в чистоте", - резюмировал Чилингаров.
Все экспедиции РГО пройдут совместно с экологами минобороны. К проектам организаторы обещают привлекать волонтеров. Впрочем, если Арктика вас манит, но пугает, можно начать с более спокойных мест.
РГО приглашает людей до 35 лет принять участие в программе по возвращению лошади Пржевальского - последней дикой лошади на Земле. Волонтеров ждут в июле и августе в заповеднике "Оренбургский". Увидите много нового, включая степные пожары. Но риск минимален, во всяком случае, отсутствие диких медведей (которых в Арктике в изобилии) гарантировано.