Теперь конгрессмены и активисты требуют от ВМС США ответов. Руководство флота после публичного резонанса признало проблему, ведется сразу несколько расследований - как на предмет взаимосвязи между отдельными самоубийствами, так и в целом о культуре командования и поведения на судне.
Журналисты Navy Times и NBC News на условиях анонимности побеседовали с моряками с авианосца, попытавшись выяснить, что же доводит служащих до страшного решения. Как выяснилось, многие члены экипажа жалуются на невыносимые условия службы, из-за которых и возникают мысли об уходе из жизни. Дело в том, что авианосец вот уже пятый год стоит на причале в Ньюпорте (штат Вирджиния), где проходит комплексное техническое обслуживание. Основная часть многотысячного экипажа живет на суше, но 400 моряков постоянно находятся на борту. Как правило, это младшие члены экипажа или матросы из глубинки, которым жить больше негде.
Конгрессмен от штата Вирджиния Элейн Лурия, отслужившая 20 лет в ВМС США, рассказала о реалиях смен на авианосцах при ТО. По ее словам, жить на судне, где круглые сутки идут ремонтные работы, это как жить на промышленном объекте: "Там грязно, зачастую нет базовых удобств, таких, как горячая вода, освещение, отопление или кондиционирование, не говоря уже о качестве питания". Иногда не работают душевые и туалеты. Матросы обвиняют сотрудников фирм-подрядчиков, работающих на корабле, в том, что те иногда ленятся далеко ходить до открытых уборных и используют для нужд любой закоулок.
Особенно угнетающе такая атмосфера действует на молодых моряков. "Это не место для новобранцев, которые приходят вдохновленные кадровиками, а потом попадают на этот корабль, где ничего не работает, койки грязные, туалеты никто не убирает", - рассказал Navy Times один из матросов. Из-за обстановки на корабле некоторые матросы из местных, которым было разрешено сходить на берег, предпочитали ночевать в своих машинах, но жаловались, что до ближайшей парковки нужно после 12-часовой смены ходить по 2-3 км.
Члены экипажа пытались донести до руководства свои проблемы, но их системно игнорировали. Глава оказывающей поддержку военнослужащим волонтерской группы 22 Until None Кристал Верренджиа-Бушнелл рассказала, что в результате моряки и члены их семей стали бояться пользоваться официальными каналами для жалоб в ВМС США, опасаясь гнева командиров. "Там очень много недоверия, - цитирует ее слова The Hill. - Мы каждый день получаем вопросы о том, можно ли с кем-то поговорить так, чтобы начальство не узнало".
Но после третьего подряд самоубийства за неделю в апреле (а за последний год на судне, по разным данным, произошло до 10 смертельных случаев) скандал грянул на всю Америку.
Разбираться с экипажем поначалу командировали представителя ВМС США Рассела Смита, ответственного за работу с моряками. Как сообщает ABC News, тот провел с матросами встречу на авианосце и начал за здравие, признав, что служба в периоды ТО - не самое вдохновляющее занятие, поскольку экипажу приходится заниматься низкоквалифицированной работой. Но потом заявил, что едва ли руководство флота может сделать условия более комфортными, поэтому призвал моряков быть реалистичными в ожиданиях. Относительно решения проблемы суицидов оптимизма он тоже не высказал, заявив, что "искоренить ее также сложно, как заболевание раком, слишком уж много разных причин". Напоследок Смит убеждал, что и такая служба важна для национальной безопасности, попытавшись подбодрить моряков словами о том, что всегда может быть и хуже: "Вы же не спите в лисьих норах, как это иногда приходится делать морпехам".
Последняя фраза разлетелась по СМИ и, как пишет The Hill, вызвала ярость семей моряков, посчитавших, что руководство флота предпочитает и дальше игнорировать проблемы. "Не понимаю, почему ВМС так долго бездействовали. Надо было дождаться седьмого случая? Если бы о проблемах экипажа стало известно раньше, мой сын был бы жив, - негодует Джон Сэндор, отец покончившего с собой 19-летнего моряка. - Он любил эту службу, сам сделал выбор и сиял от гордости, когда начал служить в августе 2021 года. Он работал сменами по 12 часов, но как потом спать, когда вокруг грохот, дым?"
После этого ВМС США отправили на судно 13 военных психологов, а также привлекли гражданских специалистов к оказанию ментальной помощи матросам. Руководство авианосца отпустило жить на суше 260 членов экипажа, предоставив им временное жилье, а затем такую возможность обещают предоставить и остальным желающим из тех, кто остается на борту.
Продолжительные ТО доводят до срыва матросов и на других авианосцах ВМС США. В 2019 году было зафиксировано три самоубийства на аналогичном USS George H.W. Bush, который проходил обслуживание в доках в штате Вирджиния.
В последние годы проблема растущего числа самоубийств среди служащих стала головной болью не только для флота, но и вооруженных сил США в целом. В сентябре 2021 года в Пентагоне отчитались, что с 2015 по 2020 год число суицидов в рядах ВС возросло на 40 процентов. Только в 2020 году было зафиксировано 580 таких случаев. Шеф Пентагона Ллойд Остин создал в ведомстве рабочую группу по предотвращению суицидов, которая с середины мая начнет работу на 9 военных базах и будет изучать ситуацию.
USS George Washington - атомный авианосец, названный в честь первого президента США и ставший шестым судном класса Nimitz в американских ВМС. Всего было построено 10 кораблей этого класса, которые считались крупнейшими боевыми судами в мире. Экипаж судна насчитывает до 6 тысяч человек. На палубе площадью около 18 тысяч квадратных метров и в ангарах помещается до 90 боевых самолетов и вертолетов.
Встал на боевое дежурство в 1992 году, нес службу в разных точках планеты, включая воды Карибского, Средиземного и Южно-Китайского морей, Персидского залива. В 2008 году из-за непотушенной сигареты на борту авианосца вспыхнул сильный пожар. Из-за огня и дыма пострадали 37 матросов, а ущерб от пожара оценили в 70 миллионов долларов.
Срок службы авианосца составляет 50 лет, а посередине жизненного цикла предусмотрены комплексное обслуживание и модернизация, которые он сейчас и проходит. Стоит такое ТО более 3 миллиардов долларов, и власти США размышляли, не дешевле ли списать ли корабль, поскольку сейчас строят более современные авианосцы класса Gerald R. Ford. Потом деньги на ремонт George Washington все же нашли, и с 2017 года все системы огромной боевой махины чинят или совершенствуют, включая две атомные установки, на которых меняют топливные элементы. Закончить ТО планировалось еще летом 2021 года, но из-за пандемии COVID-19 и перебоев с поставками запчастей работы растянулись. Их обещают завершить к концу нынешнего года.