Когда летом в ГМИИ им. А.С. Пушкина откроется долгожданная выставка коллекции Морозовых, мы будем смотреть картины из собрания московских предпринимателей Ивана Абрамовича и Михаила Абрамовича Морозовых с совершенно особенным чувством.
Так встречают со слезами дорогих людей, которых мы вполне могли потерять. Тот факт, что руководители двух крупнейших музеев, работы из которых были основой выставки в Фонде Louis Vuitton в Париже - ГМИИ им. Пушкина и Эрмитажа, - избегали официальных комментариев, говорит о многом.
Выставка "Коллекция братьев Морозовых. Иконы современного искусства" торжественно открылась 22 сентября 2021 года. Для совместного проекта с Фондом Louis Vuitton предоставили работы еще и ГТГ, и ГРМ, Белорусский Национальный художественный музей, Днепропетровский художественный музей и коллекционеры. Всего около 170 картин и скульптур русских и французских художников, среди которых Ван Гог, Гоген, Мане и Моне, Матисс и Пикассо, Писсарро и Ренуар, Роден и Сезанн. Некоторые комментаторы удивлялись, как это решились вывезти их "на частную площадку". Куратор выставки от ГМИИ им. Пушкина Сурия Садекова в интервью TANR поясняла: дело в рисках страховых компаний. "Музеи с их государственным финансированием просто не могли потянуть эти страховки. В выставке участвовало более 160 работ, рыночная оценка каждой из которых - десятки, а то и сотни миллионов евро. По правилам транспортировки музейных произведений в одном самолете не могут путешествовать работы общей стоимостью более чем на Ъ300 млн, то есть в один самолет могли поместиться две-три картины. Логистика была безумная: 12 самолетов только из нашего музея, столько же из Эрмитажа, еще и Третьяковская галерея немного участвовала. ... Выставка вошла в мировую историю экспозиционного дела не только сюжетом, посещаемостью, но и организационными подвигами".
Тогда никто не мог предположить, что настоящие организационные подвиги еще впереди.
Выставка пользовалась в Париже огромным успехом. Ее посмотрели почти миллион двести тысяч зрителей. Предполагаемую дату закрытия перенесли с 22 февраля на 3 апреля.
Но 24 февраля началось то, что началось. Тень санкционных мер нависла и над выставкой. В иных горячих французских головах мелькали и такие мысли. Остудить могли лишь кропотливые и терпеливые переговоры. Наконец пошли и осторожные предположения от французских чиновников: "несмотря ни на что", надо защитить культурные обмены. Вспомнили, что "с российской стороны не возникло никаких сложностей" с возвращением 15 экспонатов, которые французские музеи попросили срочно вернуть с готовившейся выставки "Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления" в Музеях Московского Кремля.
Выставка из музеев, как и работы из фонда "Екатерина", были защищены французским законодательством - но приказ об освобождении от ареста, обновленный французскими минкультуры и МИДом в феврале, действовал до 15 мая.
Россия взяла на себя перевозку работ в фурах. Дипломаты договаривались со странами, через которые ехали произведения, что работы не будут конфискованы по пути домой. Параллельно шли переговоры в Брюсселе, чтобы произведения искусства не классифицировались как "предметы роскоши" и не подлежали конфискации. 18 апреля Михаил Швыдкой, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, сообщил, что часть работ с выставки коллекции Морозовых приехала в Россию. Второго мая последние машины с произведениями пересекли нашу границу. Пятого - Министерство культуры РФ сообщило, что в страну вернулись 67 работ из собрания ГМИИ им. Пушкина, 65 - из Эрмитажа, 33 произведения из Третьяковской галереи и 2 - из Русского музея. Возвращались согласно графику - пятнадцатью рейсами. И все же две работы остались во Франции. "Автопортрет в сером" Петра Кончаловского из коллекции Петра Авена. Портрет Тимофея Морозова кисти Валентина Серова из музея Вячеслава Кантора. Оба владельца работ попади под санкции.
Алексей Валерьевич Петухов, старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор выставки "Брат Иван. Коллекция Ивана и Михаила Морозовых" в ГМИИ им. А.С. Пушкина:
- Мы осмотрели сегодня последние прибывшие партии работ, которые приехали с выставки Морозовых в Париже. Сохранность всех произведений достойная. Транспортировка была организована очень качественно, с соблюдением всех норм.
Если говорить о выставке коллекции Морозовых в Пушкинском, то она станет завершающей частью трилогии, посвященной Ивану и Михаилу Морозовым. Первый проект сделал Эрмитаж, затем - Фонд Louis Vuitton и куратор Анн Балдессари. А теперь - очередь Пушкинского.
Наша выставка будет самой документально насыщенной. Самой придирчивой по отбору произведений. Это не выставка эмоциональных версий, а точных доказанных фактов, подтвержденных документами.
Огромную роль на выставке будет играть архив Ивана Абрамовича. Его расписки, переписка, счета, которые он получал, заметки, которые он делал, формируя свою коллекцию… Мы идентифицировали его книги в составе нашей научной библиотеки и впервые представим на выставке. Эта библиотека помогает понять, почему Морозов - интеллектуал, знаток искусства своей эпохи, тщательно подходящий к делу. Среди потрясающих находок - архивные фотографии.
Мы покажем собрание Морозовых, начиная от картин импрессионистов и заканчивая произведениями Пикассо и Матисса. Русское искусство будет представлено так же, как и французское.
Морозов - коллекционер музейного склада. Он создавал не эмоциональную картину, как Щукин, а напротив - строго, неторопливо, ответственно выбирал произведения, которые должны составить музей современного искусства.
Мы представили, как мог бы развиваться его замысел, если бы проект Морозова воплотился в жизнь. Довести его до конца помешала Первая мировая война, а затем революция и национализация коллекции.
Возможно, он завершил бы проект, как его современники и коллеги за рубежом - в 1920-е годы. Так родился образ архитектуры выставки, связанный с эстетикой модернизма. Мы покажем Морозовскую коллекцию в строгих формах, которые ассоциируются с Баухаусом или русским конструктивизмом. Эффект получается удивительный.
Мы словно даем коллекционеру увидеть его замысел из будущего, которое не состоялось. Выставка займет залы второго этажа главного здания музея.