Отправился в заморский гастрольный тур на один сезон, но задержался на 20 лет. Приехал во Владивосток поставить один спектакль, в результате возглавил там балетную труппу. А началось все с того, что однажды он всего лишь хотел в столице республики вдоволь поесть мороженого и посмотреть на какой-то неведомый балет. В итоге остался без мороженого, но навсегда - в балете.
Он прилетел во Владивосток на один день из Японии, где у него был долгосрочный контракт. Руководство Приморского театра оперы и балета предложило Эльдару Алиеву поставить на их сцене балетный спектакль. Знаменитый "Щелкунчик". Он посмотрел труппу и театр и... отказался.
- Понимаете, "Щелкунчик" - очень сложный спектакль. Там есть все: огонь, вода и медные трубы. Труппа мне показалась не готовой к такой сложной работе, - вспоминает он.
Все изменилось за несколько минут. Руководитель балетной труппы театра неожиданно повел себя хамским образом по отношению к приехавшему коллеге, предложив ему "чемодан, вокзал и Токио".
- Ах так! Ровно в ту же минуту я принял решение остаться во Владивостоке и начать работу над спектаклем, - улыбаясь, замечает Эльдар.
"Щелкунчик" получился хорошим спектаклем. Кроме него, он за год сделал еще четыре сложные постановки.
Финал того однодневного прилета в "город нашенский" оказался интересным. Алиев был назначен худруком театра, а того, кто ему предлагал спешно собирать чемоданы, уволили. Жизнь все расставила по местам своей недрогнувшей рукой.
Все началось душным бакинским днем, когда соседская девочка неожиданно сообщила 10-летнему Эльдару, что едет поступать в хореографическое училище. И предложила ему за компанию прокатиться на автобусе. Сын домохозяйки и таксиста до этого никогда не слышал слово "балет", ни разу не видел его даже на черно-белом экране телевизора. Поехал за компанию в расчете посмотреть на неведомое училище и поесть мороженого.
Девочку в тот день не приняли, а посмотрев на Эльдара, приемная комиссия неожиданно предложила попробовать.
- Дети из хореографических училищ - это особая история. Все подчинено учебе строжайшим образом. Мы не знали, что такое хоккей, футбол и прочие детские радости, - вспоминает он.
Занятия начинались ровно в восемь утра со спецпредметов, после обеда шли общеобразовательные уроки, вечерами - репетиции. Домой приходил только ночевать. На следующее утро будильник звенел в шесть утра.
- Я был крайне неспособный ученик! Считался одним из худших, часто уходил в безлюдный угол плакать, - улыбается Алиев.
Все изменилось, когда в программу обучения пришли большие прыжки и дуэтные танцы.
- А он роскошно прыгает! - изумленно заметили педагоги.
Эльдар признается, что романтические роли принцев и пажей никогда ему не давались. Он всегда был безукоризненным и точным там, где нужно было показать мужской гормон: "Мое амплуа - злодеи, героические партии и Спартаки".
Родной Баку показался ему тесным после победы на Всесоюзном конкурсе артистов балета.
В 1979 г. Алиев был зачислен в труппу одного из лучших театров мира - Мариинского. Там прослужил 13 лет. Великолепных лет, так он называет то время.
- Я давно перестал читать интервью с жуткими подробностями о кознях коллег, которые вбивали в балетные туфли гвозди и насыпали в них толченое стекло, - говорит он.
В 1991 г. звезды русской школы балета во главе с легендарными танцовщиками, народными артистами СССР Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым улетели на четырехмесячные гастроли в США. Там их и застал распад большой страны. Вместо четырех месяцев Эльдар Алиев прожил и проработал в Штатах больше двух десятков лет. Считает, что Америка научила организаторским качествам, сделала из него импресарио и режиссера.
С 2015 г. он - балетмейстер Приморского театра оперы и балета. В 2016 г. Мариинский театр открыл свою сцену во Владивостоке. Алиев стал его главным балетмейстером.
Приходилось слышать, что стиль его работы называют жестким. На это он замечает:
- Что значит жесткий? Требовательный, да. Понимаете, когда художественный руководитель задумывает новый спектакль, то только в его голове полная и целая картинка будущего действа. Он знает то, что никто еще не видит. Поэтому не надо мне мешать в процессе работы, это меня раздражает. Нужно довериться мне как художнику. Или не работать со мной.
Русскую школу балета Эльдар Алиев считает лучшей в мире. Именно она, уверен мастер, собрала в себе лучшее от французской, датской и русской школ и объединила в уникальную балетную систему.
Себя главный балетмейстер Дальнего Востока называет счастливым человеком:
- Во Владивостоке 300 дней в году - солнечные. Из окна моего дома видно море. Меня окружают удивительные люди. Я побывал в уникальных уголках Приморья. Занимаюсь любимым делом, за которое мне платят достойные деньги. Разве это не счастье?
Эльдар Алиев родился в 1957 г. Он - выпускник Бакинского хореографического училища и педагогического отделения Академии русского балета им. Вагановой. В его творческом багаже ведущие партии в балетах "Дон Кихот", "Корсар", "Спартак", "Баядерка" и др. Его гастрольная биография охватила 40 стран мира.
Исполнял обязанности художественного руководителя Венгерского национального балета и академии Бостонского балета. С 2021 года - художественный руководитель балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра. Режиссер-постановщик десятков спектаклей мирового балетного репертуара.
Женат. Заслуженный деятель искусств РФ.
Приморская сцена Мариинского театра (до 2016 г. Государственный Приморский театр оперы и балета) - концертно-театральный комплекс во Владивостоке. Худрук - народный артист России Валерий Гергиев.
Один из самых современных театров России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Его большой зал вмещает 1536 зрительских мест, а малый зал рассчитан на 305 мест.
Насыщенный репертуар, отличные акустические свойства залов и высокий профессионализм исполнителей сделали Приморскую сцену одним из самых быстро развивающихся театров России и стран АТР.