Но прежде чем высказаться конкретно, Фекла выделила мысль, общую для всех: "На наших глазах музеи меняются. Из чопорных хранилищ старых предметов они превращаются в живые пространства, где с посетителем говорят на понятном ему языке, ведут с ним диалог, обращаются к его чувствам. Я хочу показать лучшие примеры музеев нового типа. И сама разобраться, для чего же в наше время нужны музеи".
Эфир 30 апреля, 12.55
Музей возник на волне пермской "культурной революции" в конце нулевых, но тогда это были в основном привозные выставки. Сейчас, спустя годы, видно, что столичные кураторы уехали, а современное искусство осталось и оказалось востребованным. Музей ведет кропотливую работу с местным сообществом и вдохновляет людей проявлять себя, чувствовать свободу творчества. Появился у музея прекрасный девиз: "Мама, прости, я буду художником!" Хотя приходят в музей не только тинейджеры, а волонтеры всех возрастов, детишки с особенностями развития и другие - самые разные - посетители. И все говорят, что чувствуют себя в музее творцами. Мне кажется, это прекрасно! А мне самой очень понравилось гулять в парке у музея, где также выставлены скульптуры. Я с удовольствием посидела на коленях у знаменитого пермского Красного человека, "повзаимодействовала" с искусством.
1 мая, 12.55
Каждый, кто побывал в Музее пастилы, мечтает сюда вернуться. Неудивительно. Во-первых, пастила, которую вы здесь попробуете, очень вкусная. Во-вторых, атмосфера, созданная хозяйкой и основательницей музея Наташей Никитиной, настолько теплая и домашняя, что ты как будто проваливаешься в неспешную жизнь провинциального города XIX века, словно купчиха, наслаждаешься чаем с вкуснейшей пастилой. А еще есть калачная и кафе с рецептами старинной кухни… Мне кажется, сама идея восстанавливать и сохранять нематериальное наследие - прекрасная. И когда посетитель пробует такие "экспонаты", это знакомит его с нашей историей ничуть не хуже чтения книг и рассматривания предметов в витринах.
2 мая, 12.20
Тотьма - небольшой город в Вологодской области, место мореплавателей, которые покоряли океаны и другие материки, но при этом всегда возвращались. Они строили удивительные церкви-корабли (не слышали вы про тотемское барокко?) и привозили со всего света домой прекрасные вещи, многие из которых сохранились сегодня в музее. Вот, например, старинные английские часы, такие есть только в Букингемском дворце, в Эрмитаже и… в Тотьме. Так что Тотьма - центр мира, уверены в здешнем музее. Сам он - важная точка музейного мира России, яркая, активная. Музей прекрасно работает с туристами, умеет привлекать местную аудиторию, открывает новые филиалы и помогает окрестным музеям из малых городов и сел работать на хорошем современном уровне. И не унывать. Неважно, где ты живешь, неважно, откуда ты. Важно, как ты относишься к своему делу и дому, какой энергией питает тебя твоя родина. Вот такая тотемская мудрость.
3 мая, 12.20
Если первый раз зайти в музей имени Врубеля, то покажется, что это классическая картинная галерея. Великолепное здание, огромные залы, полотна известных художников. Кстати, есть прекрасный раздел русского авангарда! Замечательные работы, Кандинского, Явленского, Машкова. Авангардным, ярким, современным оказывается и то, как работает музей с своими посетителями, с горожанами, волонтерами. Подростки здесь устраивают перфомансы и снимают веселые видео, молодым омским художникам дают возможность творить в огромном пространстве подземного перехода в центре города. Было очень приятно слышать от людей самого разного возраста, что музей им нужен. Многим он действительно помог найти себя.
7 мая, 13.00
В Иванове есть два прекрасных музея, тесно связанных между собой. Один из них основал Дмитрий Геннадьевич Бурылин, местный промышленник и меценат, он стал собирать коллекцию всего на свете! Старинные книги и монеты, оружие и часы, картины и скульптуры, плакаты и газеты, даже мумию из Египта привез в родной город. Бурылин успел построить для своей коллекции специальное здание, а в его собственном доме теперь расположен Музей ивановского ситца. Смотришь на цветастые ткани с тонким рисунком XVIII века и думаешь: сейчас таких красивых не делают. Для меня этот музей - гимн человеческому мастерству. Согласитесь, качество работы у нас ценится не так часто. А вот раньше рисунки и узоры, чудесные сочетания цветов на тканях из Иваново-Вознесенска восхищали покупателей всего мира.
8 мая, 13.00
Крошечная деревня на Волге поразила тем, как может измениться пространство, если в нем появляется очаг культуры. Как меняются жители, их отношение к собственной деревне, когда начинают съезжаться туристы, интересоваться, восхищаться Учмой. Но несмотря на пасторальные волжские пейзажи, не получается избавиться от горького чувства, которое возникает после посещения музея "Судьбы русской деревни" или музея "Дыр и заплат" - жизнь тут была невероятно тяжелой, да и сейчас остается непростой. Тем важнее появление таких музеев, рассказывающих не о большой истории, а о конкретных людях, простых крестьянах, которые в этих краях жили, работали, страдали и любили. Такой и должна быть наша общая память и история - из историй простых людей. Спасибо Васе и Лене, создателям музеев, что нам, приезжим из столицы, об этом напоминают.
9 мая, 13.45
Музей истории города старается быть интересным прежде всего екатеринбуржцам. Как говорит директор музея Сергей Каменский, бывают жители, а бывают горожане, то есть люди любящие, ценящие и знающие свой город. И именно горожан объединяет музей в своих самых разных программах. Мне очень понравились мастерские, в которых посетители музея (вернее, участники музейной жизни!) делают сувениры, пишут книги по истории города, составляют свои родословные, ставят спектакли, основанные на реальных событиях. Я никогда не бывала на Уралмаше, а тут специальный автобус повозил меня по району, я услышала рассказы тех, кто тут вырос, и познакомилась с людьми, которые всю жизнь проработали на заводе заводов. Слушать истории тех, кто здесь живет, - мне кажется, таким и должен быть современный музей города.
10 мая, 13.45
В Калининграде есть два небольших частных музея: музей-квартира "Альтес Хаус", где сохранилась обстановка старого, довоенного немецкого быта, и "Дом китобоя" - типичное советское жилище, массу предметов этой эпохи я хорошо помню из детства. И если в советском пространстве я чувствую себя как рыба в воде, то в "Альтес Хаус" возникло ощущение, что ты находишься в мире, который, как Атлантида, ушел под воду, и мы никогда его не ощутим и не поймем. Две части истории этой земли - прусская и советская - казалось бы, никак не пересекающиеся. Но история не режется на отдельные части. Для калининградцев это один город, одна линия жизни, где все перемешано и все дорого сердцу. В этом и есть музейная подлинность: смотреть глазами человека, смотреть на детали, видеть сложное.