"Вас отправят в "сибирский концлагерь"
- ВСУ заняли наш дом 22 марта. Ломали двери в квартирах, выгоняли людей жить в подъезд и обстреливали город из их окон. А в соседних квартирах продолжали жить десятки мирных семей, - рассказала Габриэла. - Наша квартира была на третьем этаже девятиэтажки. Когда загорелась квартира на восьмом, я подумала, что сейчас они, наконец, начнут выводить людей. Я думала по себя: "Заберите нас! Здесь много женщин и пожилых. Это ваша работа! Вам нужно спасти гражданских, потому что вы солдаты!". Но никто так и не пришел.
Стало еще хуже. Когда загорелось несколько этажей, военные заблокировали выход из подъезда. Некоторые все равно выпрыгивали из окон, вспоминает Габи. Стреляли по беглецам украинские военные или нет, она не видела. Но зато когда пожар охватил весь дом и появилась угроза обрушения, ВСУшники собрали свои вещи и начали выталкивать людей на улицы.
- Я не могла поверить. Они говорили, что русские будут стрелять в любого, кто выйдет из дома. Почему тогда заставляли гражданских идти первыми? - до сих пор не может понять Габи. - Мы с соседями спрятались в квартире. И как только наши "защитники" сбежали, вышли через парадную дверь. Никто в нас не стрелял. Украина никак не позаботились о нас. Не подготовили ничего для эвакуации, в самый страшный момент просто бросили всех.
Потом еще несколько дней ада. То в своей сгоревшей квартире, то в соседних зданиях, где сохранились хоть какие-то стены и закутки. Три дня и две ночи в подвале соседнего дома. Без электричества, еды и отопления. Несколько раз через дырку в потолке сыпал свежий снег… Без какой-либо связи с внешним миром. От помешательства и обморожений Габи спас только любимый питомец - хаски по кличке Луч. Лохматый живчик почти трое суток пролежал на животе у хозяйки, облизывал ей руки и согревал своим теплом.
- Мы спали в обнимку и поэтому не замерзли. Но я до сих пор не знаю, что с нашими мамочками, у которых на руках были грудные дети. Почему о них никто не подумал? - Габи снова и снова обращается к украинским военным.
Но никто ей не ответит. В те дни изо всех киевских СМИ начали массово сыпаться сообщения о якобы массовых казнях и принудительной перегонке мариупольцев в "концентрационные лагеря". И всегда - призыв в конце: "Не сдавайтесь. Деритесь до последнего - иначе вас всех убьют". Только когда российская армия выкурила нацбатальоны с улиц, Габи поняла, насколько это было циничное вранье.
- Когда российские солдаты пришли за нами, я сначала испугалась. Зашли огромные мужики в черной форме, бородатые, с оружием, - рассказывает Габи. Кто это был, она тогда не знала. Только в России по фотографиям опознала своих спасителей. Судя по форме, это был чеченский отряд. - Они попросили нас переждать ночь, потому что был комендантский час. А утром помогли собраться и выехать из Мариуполя на российскую территорию. Даже сумки донесли. Один парень пошутил "Что ж ты там такое везешь, багаж больше тебя ростом". Они такие интересные - страшные и брутальные, но очень скромные и застенчивые внутри.
Примечательно, что всех девушек просили оголить плечи и спрашивали про оружие. Только потом Габи объяснили, что среди мирных жителей прятались иностранные наемницы-снайперши. А их легко найти по характерным кровоподтекам у подмышек - отдача от винтовки.
На автобусе ДНР Габи доехала до пункта пропуска "Новоазовск". Волонтеры помогли с оформлением документов (девушка пока еще очень неуверенно говорит по-русски). Границу пересекла вообще без проблем. Прошла комиссию, оформила регистрацию и получила разрешение на въезд. Доехала до Таганрога, там ей выдали документы о прибытии, купила сим-карту и билет до Шахт, где ее уже ждали свои.
С любимыми не расставайтесь
Все эти дни ее муж был на другом конце планеты. Он профессиональный артист, поет в ансамбле. Мариупольские бои застали его на рабочем месте - на круизном лайнере у Гавайских островов. Он звонил домой и просил родителей покинуть город, но те категорически отказались. "Сыночек, мы этого дня ждали много лет, мы никуда не уедем", - сказала мама.
Тогда попросил Габи переехать к родителям. Как выяснилось позже, их район сразу заняли российские войска, и крупных перестрелок там практически не было. Но скромная Габи стала переживать, что она с собакой мешает пожилым людям, и через несколько дней решила вернуться к себе. Как дошла целой - до сих пор неясно.
- Я смотрел видео, как мирных людей в эти дни расстреливали снайперы с крыши. Видел трупы на дорогах именно в нашем районе… Это был "Азов" (запрещен в России) сто процентов, их стиль обращения с населением. И первая мысль - не дай бог, если Габи захочет вернуться, - рассказывает Игорь. - А потом у нее пропала связь, я узнал от родителей, что она ушла домой, и я несколько дней вообще не знал, что с ней. Самые ужасные дни в моей жизни.
Чтобы найти возлюбленную, он решил идти добровольцем на Донбасс. Но все равно нужно было несколько дней, чтобы сойти на берег в США, лететь каким-то путями в Москву и уже оттуда поездом на Юг (самолеты в Ростов уже месяц не летают). К счастью, через два дня Габи каким-то чудом сама вышла на связь и сообщила, что жива. И он помчался к своей половинке, которую чуть было не потерял.
Когда Габи перестала выходить на связь, он искал ее как только мог, через всех знакомых. Помогла приятельница, жительница Шахт Белла Баранова, сама - молодая мама. Несколько лет назад она работала с Игорем на круизных кораблях, и они поддерживали дружеские отношения.
- У меня вообще много близких в Мариуполе и Краматорске. И я со 2 марта начала всех обзванивать всех, кому могла чем-нибудь помочь. В том числе Игорю, - рассказала Белла. - Кстати, не все реагировали адекватно. Один бывший друг, например, пообещал приехать и выпустить кишки мне и моей дочери. Но для Игоря моя помощь была, наверное, на тот момент очень нужна.
Белла вспомнила первые минуты встречи с Габи. Тогда это был запуганный и замученный ребенок. Въевшийся в кожу запах гари и ужаса. Две куртки на грязное тело. Верхняя, соседская - прострелена. Огромный перемотанный веревками багаж. И собачка на поводке. Первый день Габи просидела одна в запертой комнате, а Лучик не вылазил из-под стола, не разрешал себя гладить, все время скулил и рычал. Только на третьи сутки девушка немножко пришла в себя, перестала бояться, что ее увезут в концлагерь и наконец начала говорить.
Хочу остаться в России
Про их любовь можно было снять кино. Они познакомились в 2018 году на круизном лайнере, в одном из самых романтичных мест - на Карибах. Он пел и развлекал туристов, а она работала в буфете. И это была любовь с первого взгляда. Он был так покорен ее улыбкой, что не решился подойти сразу, но на второй день пришел к ней с комплиментами на испанском, аккуратно выписанными на листочке.
И они подружились. Вместе выходили в портовые ресторанчики и болтали без перерыва. А когда она заплакала - "через два месяца мы сойдем с корабля и больше никогда не увидимся", то сразу сделал предложение. Расписались на родине Габи - в Гаване. Мама Раиса не просто имела русское имя - она сама окончила государственный университет в Санкт-Петербурге, несколько лет жила в северной столице и, как призналась будущему зятю, всегда мечтала, чтобы у дочки был русский муж.
- А я себя считаю именно русским. У меня русские родители, я сам родился в СССР. У нас с Габи были одни и те же игрушки в детстве, мишка и кукла-неваляшка. Она знала и любила все наши советские мультики, их ведь тоже крутили на Кубе. У нас просто один культурный код, и мы мечтали переехать в Россию, - смеется Игорь. - Правда, мы это собирались сделать ближе к 2024 году, но теперь все это само собой ускорилось.
Правда, сотрудники миграционной службы в Шахтах повели себя очень странно. Как рассказали "РГ" Игорь и Габи, им не оказывали нормальной помощи, а сейчас и вовсе потребовали экстрадиции девушки. У Игоря украинское гражданство, и он тут может находиться свободно. А вот у кубинки - только разрешение на жительство. Гражданство ей бы дали только через пять лет проживания на Украине. Теперь этого не будет. На Кубе двойное гражданство запрещено. И вернуться ей нельзя, и оставаться здесь, якобы, незаконно. Патовая ситуация.
Местные чиновницы уже пригрозили ей депортацией на Кубу. Но она хочет остаться с мужем здесь, в России. Они здесь официально. Они беженцы. Со второго дня своего пребывания здесь Габи ищет работу. Хочет быть полезной и помогать людям. Надеется она только на российское государство, которое уже спасло ее однажды и которое должно теперь снова протянуть руку помощи.
"МВД России отслеживает ситуацию относительно урегулирования правового положения на территории Российской Федерации гражданки Кубы Габриэлы Гомес, прибывшей из г. Мариуполь, данный вопрос находится на постоянном контроле, - сообщила "РГ" официальный представитель МВД РФ Ирина Волк в ответ на наш запрос. - В настоящее время с указанной гражданкой согласована дата и время приема заявления о предоставлении временного убежища.
Все иностранные граждане, вынужденно покинувшие территории Украины, ДНР и ЛНР имеют право обратиться с заявлением о предоставлении временного убежища. По всем вопросам подачи заявлений об урегулировании правового положения на территории РФ следует обращаться только в органы внутренних дел, а не прибегать к услугам посреднических структур".