22.03.2022 22:00
    Поделиться

    Дмитрий Корчак - о том, как прошла его премьера в Королевском театре Турина

    Один из ведущих российских певцов тенор Дмитрий Корчак только что спел в премьере спектакля "Норма" Беллини, состоявшейся в Королевском театре Турина (постановка режиссера Лоренцо Амато и дирижера Франческо Ланцилотты). Певец стал единственным россиянином в преимущественно итальянском составе солистов. Музыкант рассказал "РГ" о том, как прошла премьера, почему без грамотной итальянской техники бельканто певцу не сделать большой карьеры и как призывы к войне в этой опере гасятся силой любви и молитвы.

    Вы оказались единственным русским певцом в составе солистов "Нормы" в Турине. Вы почувствовали какие-то перемены в отношении к себе со стороны зарубежных коллег?

    Дмитрий Корчак: Нет, в моем окружении все люди понимают, что музыка к политике не имеет никакого отношения.

    Опера "Норма" с ее знаменитой Casta diva - молитвой главной героини - опера о войне, о жажде мести, но и о побеждающей силе любви. В чем, на ваш взгляд, главное послание этой оперы?

    Дмитрий Корчак: В опере не показана война как таковая, хотя хоровые массовые сцены создают особый колорит, придают масштаб картине. На первый план выходит конфликт людей, религий, национальностей, моментов мести, предательства, но также преданности, добра и настоящей любви, которая всегда побеждает и объединяет. И решение моего персонажа Поллиона пойти вслед за Нормой в огонь - это награда для него, высшая степень любви и преданности. Месседж этой истории сегодня - пусть в мире царят только добро и любовь. У нас как музыкантов есть потрясающая привилегия через эту великую музыку объединять всех людей.

    Партия Поллиона представляет одну из вершин мирового тенорового репертуара. Как вы решились петь ее на родине бельканто - в Италии?

    Дмитрий Корчак: Действительно, эта партия сложна, считается ролью для достаточно крепкого голоса, что обусловлено героическим характером персонажа. Согласиться на такой важный дебют в этой партии в Италии мне позволили многолетние размышления, связанные с музыкой Беллини, со стилистикой исполнения музыки bel canto. В предыдущие годы я исполнял партии Беллини, почувствовал мощь его оркестра, его героическое начало. В "Норме" есть богатейший диапазон эмоций, в том числе нежности, проникновенности, искренней теплоты: именно эти страницы партитуры стали для меня отправной точкой в выстраивании партии. В Турине я почувствовал поддержку коллег - знатоков этой стилистики, поэтому спектакль оказался серьезным и успешным шагом в моей карьере.

    Кстати, почему "Норма" почти не идет в российских театрах?

    Дмитрий Корчак: Камнем преткновения является стиль bel canto, требующий и от солистов, и от артистов хора, оркестра, режиссера невероятных знаний, умений, труда, терпения, таланта и многолетнего тренажа, чтобы достичь в этом жанре гармонии. Некачественное исполнение таких изысканных опер убивает всю их красоту, а "на помощь" еще приходит и немецкий режиссерский театр, выворачивающий все наизнанку, чтобы "оживить" действие. А в этих операх нужно не столько играть, сколько прекрасно петь, демонстрируя высочайший вкус: только тогда эта музыка начинает звучать, трогать сердца, заставляя плакать. Постановка в Турине - очень традиционная, в стиле старого итальянского театра, который так ценят и любят в этой стране. Красивые декорации, костюмы, свет и полная свобода певцов относят нас в далекие и забытые времена, когда пение было важным в театре.

    Как, думаете, теперь изменится картина в российских театрах, когда зарубежные певцы перестанут принимать участие в наших постановках?

    Дмитрий Корчак: Не хотелось бы думать, что зарубежные артисты не смогут приезжать сюда. Но так же неверно думать, что только они, как заморское чудо, могут принести нам примеры правильного пения. Музыка - мировое и даже планетарное богатство. И в опере, и на филармонической сцене важен культурный обмен школами, знаниями, умением, навыками. К сожалению, ситуация с вокальной подготовкой в наших вузах обстоит не лучшим образом, хотя не лучше она и во многих других странах. Но обидно, что в такой богатой на таланты стране, как Россия, молодые артисты выходят из вузов совершенно не подготовленными к профессиональной работе в театре. Выпускники зачастую не владеют ни стилями, ни правильным дыханием, ни произношением, а иногда не в состоянии выучить новый материал. Вместе с коллегами и фондом Елены Образцовой, в котором я являюсь художественным руководителем, мы создали ежегодный проект "Оперный класс" для молодых талантливых ребят со всей страны. В нашей музыкальной лаборатории всегда участвуют выдающиеся педагоги, языковые коучи, пианисты, режиссеры. Мы счастливы, что нас поддерживает мой вокальный педагог Дмитрий Вдовин - профессор, руководитель молодежной программы Большого театра. Если бы таких проектов было больше, мы смогли бы видеть серьезный рост профессиональной подготовленности молодых певцов.

    У музыкантов есть привилегия через музыку объединять людей

    Какие выступления вы планируете сейчас в России?

    Дмитрий Корчак: У меня будет много концертов в Москве и в других городах России, причем и в качестве певца, и в качестве дирижера. Моя зарубежная вокальная и дирижерская карьера должна продолжиться в театрах и на фестива- лях, включая ряд важных дебютов в "Богеме" Пуччини, "Русалке" Дворжака, "Лючии ди Ламмермур", "Лукреции Борджиа", "Катерине Корнаро" Доницетти. Надеюсь, этим планам будет суждено осуществиться.

    Справка "РГ"

    Дмитрий Корчак, российский оперный певец (лирический тенор) и дирижер. Окончил Московское хоровое училище им. А.В. Свешникова и Академию хорового искусства вокального искусства по классам доцента Д. Вдовина и профессора В. Попова. Сотрудничал с такими дирижерами, как Даниэль Баренбойм, Риккардо Шайи, Лорин Маазель, Зубин Мета, Марк Минковски, Риккардо Мути, Кент Нагано, Альберто Дзедда, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Михаил Плетнев, Евгений Светланов, Юрий Темирканов и другими. С сезона 2017/18 - главный приглашенный дирижер Новосибирского театра оперы и балета.

    Поделиться