Уже прописавшаяся здесь компания "АВТОТОР холдинг", госкорпорация "Росатом", Минпромторг России и правительство Калининградской области подписали в четверг, 17 марта, соглашение о взаимодействии. Цель - "организация и развитие производства электромобилей и отечественных тяговых аккумуляторных батарей, модулей и ячеек на базе современных интеллектуальных технологий на территории Калининградской области".
Ключевое слово в приведенной цитате - "отечественных". Потому что в большинстве электробусов (не говоря уже про легковые электромобили), что появились на улицах Москвы и других российских городов, используются, увы, зарубежные батареи и аккумуляторы. А теперь компания "РЭНЕРА" (входит в "Росатом" и является отраслевым интегратором по системам накопления энергии) берется построить в Калининградской области завод по производству литий-ионных ячеек и аккумуляторных батарей. И не так себе "заводик", а завод, рассчитанный на выпуск батарей и накопительных устройств общей мощностью до 4 гигаватт/час в год.
"Доступность применения локализованной аккумуляторной батареи - один из стратегически важных факторов, определяющих перспективы инвестиционного проекта АВТОТОР по производству электромобилей и ускоренного внедрения их в России", - отметил генеральный директор "АВТОТОР Холдинг" Александр Сорокин. Возглавляемая им компания взяла обязательство организовать выпуск в России электромобилей с использованием батарей компании "РЭНЕРА". Правительство региона, в свою очередь, выразило готовность содействовать созданию зарядной инфраструктуры, увеличению доли электрического пассажирского транспорта и улучшению инвестиционного климата региона.
Почему выбор пал на Калининград? Логистика, на первый взгляд, не самая удобная, тем более сейчас. В ответ на это глава "Росатома" Алексей Лихачев рассказал, что оценивали весь комплекс вопросов: инвестиционную привлекательность, гибкость и мобильность руководства субъектов в принятии тех или иных решений, готовность соучаствовать в проекте и взять часть ответственности по его реализации на себя, кадровый потенциал региона и, конечно, логистическую карту. В итоге, по совокупности этих аргументов, остановились на Калининградской области.
Губернатор Антон Алиханов назвал новый проект "одним из наиболее значимых для Калининградской области" и выразил уверенность, что он не только обеспечит 1200 новых рабочих мест, но и "расширит специализацию региона, повысит устойчивость экономики и социальной сферы". А еще - "станет фундаментом для развития сотрудничества между предприятиями Калининградской области и производствами из других регионов России в целом ряде смежных высокотехнологичных отраслей, включая электротранспорт и зарядную инфраструктуру".
Проект планируют реализовать в три этапа: запуск производства и пилотной партии - в первом квартале 2024 года, расширение модельного ряда электротранспорта и локализация компонентов - 2025 год, увеличение объемов производства - до 2030 года.