01.03.2022 02:14
Поделиться

Фестиваль искусств Юрия Башмета завершился в Сочи

Главные секреты фестиваля искусств Юрия Башмета - спокойствие и пропорция. К спокойствию располагает время и место, умиротворяющий зимний курорт без толп отдыхающих. А к соблюдению пропорций располагает имя придумавшего фестиваль мэтра.

Он давно уже может позволить себе выбирать друзей из мировой музыкальной элиты и именно их регулярно звать на фестиваль. И в отличной пропорции оставлять в программе люфт для новичков, новинок и сенсаций. Так, в прошлом году будоражил зал блестящими фокстротами Цфасмана пианист Даниил Трифонов, а теперь поражал знаменитый контратенор австриец Макс Эмануэль Ценчич - интровертный, изысканный инопланетянин, мировая звезда барочной оперы, певший в Сочи впервые. Кроме Ценчича в открывающем фестиваль гала "Парад звезд и мировых премьер" впервые исполнили пьесу Ацухико Гондаи, приучающую наше европейское ухо, заточенное под звучание европейских струнных, к традиционному японскому звукоряду диковинного губного инструменте сё. Играл на нем выдающийся музыкант Манабэ Наоюки. "Солистов Москвы" во втором отделении сменил Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Юрий Башмет гордится этим своим детищем, в этом году отмечая его 15-летие.

В афише этого года видны рефлексии нашего времени, упакованные в формат литературно-музыкального спектакля.

"Не покидай свою планету" по "Маленькому принцу" Экзюпери представил Константин Хабенский, "Кроткую" по Достоевскому - Сергей Гармаш, "Шекспир. Шостакович. Гамлет" получили интерпретацию Евгения Миронова, а "Фантастической Кармен" понадобился актерский состав из трех драматических, трех оперных и трех балетных артистов - тут блистали первыми среди неравных Евгений Стычкин и Максим Пастер. Все эти спектакли связывали "Солисты Москвы" под водительством Юрия Башмета, помогая артистам выплескивать новые идеи будто всем известных опусов. Спектакли идут не впервые, но всякий раз чуть смещаются мизансцены и акценты, единый во всех лицах Евгений Миронов бледнеет Офелией, разит врагов как Гамлет - и тут меняются смысловые узлы.

И еще одно свойство Зимнего в Сочи: он плотно, без прогалин разгоняет камерное до масштабного, что особо очевидно на музыкально-драматических спектаклях. И еще, будто по инерции, разгоняется сам, включая в орбиту колледж искусств, органный зал филармонии с "Бетховен-марафоном", фойе Зимнего театра. Сопутствующая программа фестиваля просто громадна. Турнир поэтов не противоречит конкурсам молодых композиторов и продюсеров. Лекторий соседствует с Клубом профессионального слушателя и Школой молодого журналиста, а в Музыкальной академии вокалисты уживаются с исполнителями-народниками. Плюс почти внезапные вылазки оркестра на железнодорожный и морской вокзалы с подходящими случаю концертами - все это делает фестиваль глобальным.

Он может позволить себе выбирать друзей из мировой музыкальной элиты и звать их на фестиваль в Сочи

Специальной темой остается балет - в этот раз посвящение Стравинскому и Дягилеву и вольная трактовка балетов Русских сезонов солистами Национального балета Испании, Гамбургского и балета Гранд-театра Женевы и "Весна священная" Эдварда Клюга Национального балета Словении. Все пропорции соблюдены.