В центре "Эрмитаж-Урал" открылась выставка русского портрета

Выставка "Русский портрет XIX - начала XX века" - второй масштабный проект, реализованный Екатеринбургским музеем изобразительных искусств совместно с Государственным Эрмитажем. Экспозиция разместилась на площадке открывшегося летом прошлого года Культурно-просветительского центра "Эрмитаж-Урал", который за это время успел войти в число самых посещаемых объектов региона, а генеральный директор государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал его "одним из лучших в России".
Татьяна Андреева/ РГ

В экспозиции представлены 57 полотен почти трех десятков русских живописцев, среди которых такие мастера первой величины, как Владимир Боровиковский, Орест Кипренский, Василий Тропинин, Карл Брюллов, Василий Перов, Иван Крамской, Николай Ге, Константин Маковский, Валентин Серов, Борис Кустодиев. Это подборка лучших образцов портретного жанра, которые составляют своеобразную и в своём роде исключительную галерею лиц дореволюционной России: "императорский", "дворянский", "купеческий", "военный", "церковный", "детский" и другие типы портретов.

Зрители также имеют возможность проследить эволюцию русской портретной живописи на протяжении целого столетия: от продолжателей традиций романтизма начала XIX века к приверженцам реалистического метода и до экспериментаторских поисков представителей новейших художественных тенденций рубежа XIX-XX веков, увидеть извечную борьбу формы и содержания, дерзкой правды и приятной лести, портретного сходства и авторского видения.

- Изюминкой этого проекта является не просто сам материал, - говорит директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин. - Дело в том, что только пятая или шестая часть этих предметов находится в экспозиции Государственного Эрмитажа, а все остальные хранятся в фондах. И посмотреть эти вещи в таком собрании возможности в самом Эрмитаже, в Санкт-Петербурге, нет.

Так, например, мало кто видел впечатляющий своими размерами и выразительностью исполнения портрет Великого князя и цесаревича Николая Александровича кисти одного из самых популярных художников середины XIX века Сергея Зарянко: более ста лет полотно хранилось в фондах, намотанное на вал, и выставка в Екатеринбурге - всего лишь вторая за полтора века.

Автор концепции и куратор выставки, ведущий научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Юрий Гудыменко может рассказать немало вполне детективных историй, связанных с атрибуцией картин. Например, почему написанный с натуры групповой портрет членов царской семьи "Высочайший парад Лейб-гвардии Финляндского полка" его автор Борис Кустодиев счел нужным подписать дважды? И почему до самого последнего времени эксперты не признавали авторство Валентина Серова в случае с представленным на выставке потрете княгини З.Н. Юсуповой, хотя он и хранился в семье Юсуповых? Огромное количество интереснейшей информации содержится в каталоге, изданном к открытию выставки - это полноценный, великолепно изданный альбом.

Экспозиция пробудет в Екатеринбурге до середины июля. А накануне ее открытия экспозиции генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и глава Екатеринбурга Алексей Орлов подписали трёхстороннее соглашение о реализации программ культурно-просветительского центра "Эрмитаж-Урал", в рамках которого в уральской столице планируется еще и ежегодное проведение Дней Эрмитажа.