08.12.2021 10:30
    Поделиться

    Нижегородец построил в своем огороде железную дорогу с поездами

    "Поезд в огороде" - именно так нижегородцы прозвали необычный арт-объект, который создал начальник собственной железной дороги Павел Саичев. Прямо на участке возле частного дома проложены семьдесят метров железнодорожного полотна из старых гардин, по которым ходят 39 вагонов, изготовленных в масштабе 1:50 из консервных банок и женских чулок.
    Николай Нестеренко

    Примечательно, что увлечение Павла Саичева было замечено одним из онлайн-сервисов путешествий. И народный арт-объект "Поезд в огороде" попал в число 85 самых необычных в стране. Из них сейчас методом онлайн-голосования выбирают лучший.

    - Я не подавал заявку на участие в конкурсе. Меня они сами нашли! Удивился, конечно, но показал, как работает моя железная дорога.

    С лица Павла Саичева, пока мы были у него в гостях, улыбка не сходила ни на минуту. Он был похож на увлеченного игрой ребенка. Все время переставлял составы поездов на самодельной железной дороге, показывал, как они едут, рассказывал смешные байки из своей жизни машиниста.

    Помимо "железки" в хозяйстве у него девять кур и восемь котов. Раньше были гуси, но очень уж они портили внешний вид вокруг магистрали, выщипывая траву. В доме вместе с Павлом живут дочка Александра и ее муж.

    Собственно, с Саши и началось увлечение моделированием поездов. Первую модель Павел сделал специально для нее. И настолько девочке это понравилось, что она все детство провела в играх с локомотивами и вагонами, которых становилось все больше и больше. А после школы попыталась поступить учиться на машиниста, но не получилось.

    Сам Павел Саичев посвятил работе на железной дороге без малого 32 года - с 1985 по 2017 год. Сначала работал помощником машиниста, машинистом и даже составителем поездов. А сейчас он сам себе начальник, руководит собственной миниатюрной железной дорогой, которая проложена прямо в огороде, среди яблонь и теплиц. Нижний ярус магистрали представляет собой окружность длиной 30 метров, затем дорога делает петлю, поднимается наверх и идет прямо под крышу дома. Страшно представить, сколько гардин потребовалось Павлу Саичеву на это монументальное строение!

    - Мне везли металлические карнизы все, кто мог. Однажды была смешная история: друг делал ремонт дома и решил отдать мне старые гардины. Поехал с ними на автобусе. Да позабыл при выходе про них. Пришел ко мне: "Ой, батюшки! Гардины-то забыл!" Так он сокрушался, что вернулся на конечную остановку автобусов и нашел мои рельсы. И довез их до меня, - смеется Павел Саичев.

    Поезда по гардинам-рельсам ездят под напряжением до 20 вольт. На путях - 5 стрелок, 13 светофоров и один мост. Вагоны, по признанию начальника миниатюрной железной дороги, он изготавливает из того, что оказывается под рукой: алюминиевые банки идут на цистерны, банки от консервов - на вагоны, капроновые чулки и шпаклевка - на локомотивы, пластик с коробок DVD - на окна вагонов. Самое удивительное, что мастер не использовал чертежи.

    - Модели я срисовывал и запоминал из фильмов, например "Москва слезам не верит" и "Трест, который лопнул". Но не сразу все получалось: первые конструкции не ехали вовсе, колеса крутились на месте - и все, - рассказал Павел Саичев.

    Лиха беда начало. С 2005 года у мастера стали получаться экземпляры, способные передвигаться. В его коллекции уже есть венгерский дизель-поезд Д1, советский магистральный грузовой тепловоз 2ТЭ10В, чехословацкие маневровые тепловозы ЧМЭ2, ЧМЭ3, "Сапсан" и многие другие.

    Конечно, некоторым за долгие годы службы уже требовался капитальный ремонт. Благо материалы под рукой есть всегда, а краску Павел использует самую настоящую "паровозную" - друзья-маляры с железной дороги поставляют. Ее требуется совсем немного.

    Иногда ремонт путей или подвижного состава бывает и внеплановый. Ведь соседских мальчишек и племянников, когда они приходят в гости, просто не оттащить от железной дороги. Они-то и устраивают "случайные" крушения или спланированные железнодорожные аварии, пуская поезда навстречу друг другу.

    - Все железнодорожное хозяйство требует внимания. Рельсы постоянно нужно чистить от песка, пыли и ржавчины - они же под открытым небом. Если их не чистить, токосъемные щетки будут забиваться, паровозы не смогут ехать. Признаться, я уже подустал этим заниматься, - не скрывает Павел Саичев.

    Тем временем

    В Нижнем Новгороде бесплатно для всех желающих работает музей под открытым небом "Паровозы России". На его территории можно увидеть 20 отреставрированных паровозов разного производства. Возле каждого из них есть специальные таблички с информацией об объекте. А в большую часть локомотивов можно залезть, сделать фотографии паровоза изнутри, пощупать их руками. Дети от этого просто в восторге! Неподалеку от этого места открыта историческая часть музея с макетами старых вокзалов, поездов и много другого. Сейчас Павел Саичев трудится над созданием экспонатов для этой части музея. Он работает ежедневно с 9.00 до 18.00 по адресу: ул. Гороховецкая, 1а.

    А как у соседей?

    В поселке Пиляндыш (Уржумский район Кировской области) есть детская площадка, похожая на Диснейленд. Ее спроектировал и построил местный житель Федор Кривошеин, отец шестерых детей. Поначалу он хотел сделать небольшой городок на пустыре перед домом для своих ребятишек, но потом увлекся и выстроил целый комплекс с парусником из "Алых парусов" и деревянной крепостью, космическим кораблем из металла и избушкой Бабы-яги. Есть терем царевны и горки, с которых зимой можно лихо съехать на санках или ватрушке. Площадка стала центром притяжения для детей со всего поселка, вход на нее свободный.

    Сам Федор Кривошеин говорит, что все старания - ради местных детишек. Хоть потраченная сумма и значительная, он не считает деньги, израсходованные на это.

    Поделиться