01.12.2021 07:24
    Поделиться

    Календарь поэзии: Володя Полетаев чувствовал поэзию во всем, что его окружало

    Володя Полетаев родился 70 лет назад, в 1951 году, в Саратове. После переезда семьи в Москву учился в школе N 567.
    Из личного архива Дмитрия Шеварова

    Ушел восемнадцатилетним - необъяснимо, нелепо и странно - в 1970-м. Прочерк между двумя датами всегда краток, но тут он и вовсе как искра от костра.

    И бьют в висок строки Пастернака, который был любимым поэтом Володи: "О, знал бы я, что так бывает, // Когда пускался на дебют, // Что строчки с кровью - убивают, // Нахлынут горлом и убьют!.."

    При жизни у Володи было лишь две-три публикации. Первая книга его стихов вышла через тринадцать лет после гибели юноши, в 1983 году.

    Недавно появилась вторая*. Поклон ее составителям Елене Семеновой, Борису Кутенкову и Николаю Милешкину, а также Ремме Арштейн, сохранившей архив поэта.

    В новой книге не только стихи Володи Полетаева, но и его письма, переводы, заметки о поэзии и искусстве перевода. Володя переводил с украинского, белорусского, болгарского, польского, испанского, немецкого и грузинского языков.

    Грузию и грузинскую поэзию он любил особенно, поэтому после школы поступил на грузинское отделение факультета художественного перевода Литинститута.

    Стихи Володя писал с семи лет. Поэзию он видел, слышал и чувствовал во всем, что его окружало. Дом на Ленинградском проспекте, где жил Володя, издавна пронизан поэзией: до ухода на фронт в нем жил автор "Бригантины" Павел Коган.

    А годы отрочества и юности Володи Полетаева - 1960-е - сами по себе были поэтической эпохой. Никогда больше стихи не значили для людей так много, как тогда. Что-то легкое, светлое и нежно пьянящее было в том воздухе.

    "Я люблю стихи, которые могу пробормотать на ходу, в такт дыханию, в такт шагу... люблю стихи, которые ходят со мной рука об руку..."

    Если у вас за окном сейчас падает снег, то это стихи Володи. "Неприбранная мостовая лежала в белом беспорядке, мучительно напоминая об ученической тетрадке..."

    * * *

    Окно выходит на задворки,

    на жестяные гаражи,

    учебник в почерневшей корке

    на подоконнике лежит.

    А дальше - ветхие ограды,

    подслеповатые дома,

    и воробьи не в меру рады,

    что вот кончается зима.

    А ты молчишь, меня не слышишь,

    страницу пальцем шевелишь

    и вдаль на облака и крыши

    сквозь стекла пыльные глядишь.

    А там, гудками пробивая

    окраинную благодать,

    легла дорога окружная -

    не развести, не разорвать.

    * * *

    Небо начинается с земли,

    с лепета невнятного былинок,

    с огонька случайного вдали,

    с желтых Якиманок и Ордынок.

    Как страницы, листья шелестят,

    где-то рядом,

    слышишь, подступает листопад,

    мы с тобой стоим под листопадом.

    Задыхающаяся жара

    торопливо обжигает щеки,

    дождь зарядит с самого утра,

    глухо забормочут водостоки.

    Дождь заладит с самого утра.

    Эта осень на дожди щедра.

    Капли расплывутся на стекле -

    небо возвращается к земле.

    * * *

    Вот снег неумелый и мокрый

    по горло дворы завалил.

    О, привкус живительной охры

    на синьке февральских белил.

    А большего нам и не надо,

    такая у нас благодать,

    такая простая отрада

    снежки в мирозданье кидать.

    * * *

    ...Оно написано лиловым,

    оно еще не стало словом,

    случайный выдох или вдох,

    презреньем поднятый врасплох.

    Оно возникло как разгадка

    того, о чем давным-давно

    шептала детская кроватка

    и лампы желтое пятно...

    1966-1969 годы

    Из писем Владимира Полетаева Алле Каюмовой, 1967-1969 годы

    "Только стихи у меня в ушах звучали..."

    Алла, здравствуй!

    На днях получил твое письмо... В той книжечке Блока, которую я тебе прислал, это, пожалуй, самые лучшие стихи. Тебе они должны понравиться. Вот ты пишешь, что некоторые стихи Блока не понимаешь.

    А что значит - "не понимаешь"? Мало просто видеть то, что написано, надо это чувствовать.

    Настоящий поэт - это тот, кто не сообщает тебе о своем чувстве, а передает его тебе. Вот и Блок передает.

    ...И нет у Блока непонятного. Есть недосказанное. Но ведь в настоящей лирике почти всегда есть что-то недосказанное, что ты должен домыслить и дочувствовать сам.

    ...Я помню, как я в первый раз прочитал "О, весна без конца и без краю...". Помню, как меня, когда я его только что прочитал, послали за чем-то, кажется, за хлебом. Был уже вечер, на улице было много народа, а я шел, не разбирая дороги, на всех натыкался, руками размахивал и ничего не видел, только стихи у меня в ушах звучали.

    * * *

    Посылаю тебе несколько своих стихотворений. Жду от тебя самого подробного и дотошного суда...

    В большинстве этих стихотворений - Москва.

    Старая Москва с ее кривыми переулочками, зарастающими тупиками, мелкими золочеными головками церквей, купецкими особняками Замоскворечья, мне очень хотелось бы, чтобы она пришла к тебе и стала тебе своей, родной. Если бы ее не было, я, наверное, не писал бы стихов.

    * Владимир Полетаев. Прозрачный циферблат. Москва. ЛитГОСТ, 2019. Тираж 500 экз.

    Пишите Дмитрию Шеварову: dmitri.shevarov@yandex.ru