По данным ведомства, число таких случаев в 2020 году достигло 50 435 - на 3 тысячи больше, чем в предыдущем. При этом в 2019 году по сравнению с 2018-м выявили снижение смертности от алкоголя почти на 2 процента. Также в 2020 году стало на 20 процентов больше смертей, связанных с расстройствами психики и нарушениями поведения: их число достигло 24 159. По подсчетам Минздрава, в 2019 году регионом с самым высоким уровнем алкоголизма стала Чукотка. На втором месте - Ненецкий АО (141,5 случая), на третьем - Пензенская область (123,5 случая). Далее следуют Сахалинская (116,6) и Магаданская (116,1) области. О том, что за время режима самоизоляции, введенного на время пандемии коронавируса, потребление алкоголя в России выросло на 2-3 процента, ранее сообщал и глава ведомства Михаил Мурашко.
"Значительное и определяющее влияние на показатель смертности оказала новая коронавирусная инфекция. Это не только случаи смерти от COVID-19, но и негативное влияние, которое инфекция оказала на здоровье людей, особенно страдающих хроническими заболеваниями", - заявила на прошлой неделе журналистам вице-премьер Татьяна Голикова. По ее словам, все медицинские документы умерших прошли проверки специально созданными комиссиями, куда вошли патологоанатомы, кардиологи, пульмонологи, эндокринологи и ряд других специалистов. "Результаты проверок позволили нашим ведущим специалистам, ученым подтвердить ряд закономерностей. Новая коронавирусная инфекция приводит к осложнениям в течении сердечно-сосудистых заболеваний, вызывает прогрессирование болезни легких, влияет на нервную систему человека. Важно, что это может произойти не только в период острого течения заболевания, но и после выздоровления от COVID-19 в отдаленном периоде, включая фатальные исходы", - добавила вице-премьер. Смертность в мае 2021 года снизилась на 6,3 процента к маю 2020 года и на 3,7 процента к апрелю текущего года, сообщила Голикова. "По оперативным данным за май 2021 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года смертность снизилась на 6,3 процента по сравнению с апрелем текущего года - на 3,7 процента", - сказала она.
Действительно, российскую статистику смертности во многом определяют случаи смерти, так или иначе связанные со злоупотреблением алкоголем. По данным международных исследований, более 10 процентов смертей в стране происходят именно из-за этого. Зависимость продолжительности жизни от пристрастия к выпивке или воздержания от нее была доказана горбачевской антиалкогольной кампанией - тогда смертность снизилась, и очень заметно. Но нельзя объяснение высокой смертности сводить к алкоголю. Он серьезная причина, но далеко не единственная. К тому же пьянство само нуждается в объяснении. Самое простое: дескать, пьянство - в русской национальной традиции. Но так ли это? В Москве, например, пьют меньше, чем в провинции. Значит, дело не в якобы исконной традиции, а в экономических и социальных условиях, создающих почву для алкоголизма.
В целом же россияне стали умирать чаще от редких болезней и неустановленных причин. Такие данные содержатся в исследовании, проведенном аналитиками РАНХиГС. Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, рака, туберкулеза, ДТП, а также младенческая действительно снижается. Но возросла смертность от заболеваний нервной, эндокринной и мочеполовой систем, расстройств психических и поведения. Например, в ряде регионов коэффициент смертности от сердечно-сосудистых заболеваний оказался минимальным, а от прочих причин - максимальным, отмечает научный сотрудник РАНХиГС Рамиля Хасанова. По ее мнению, дело тут в кодировании причин смерти. Регионы стараются выполнить президентские указы и подчас манипулируют медицинской статистикой. В результате некоторые сердечно-сосудистые заболевания кодируются как "прочие": например, алкогольную миопатию или сосудистый паркинсонизм можно записать как болезни нервной системы.
В Европе мало рожают, но долго живут. А мы не только мало рожаем, но еще и умираем скорее и чаще, чем европейцы. Дух саморазрушения, небрежение к собственной жизни стали неизбывной чертой российской ментальности. Вот где, взглянув на себя критически, нам, возможно, надо искать корневую причину демографического кризиса. Сколько людей мы теряем от ДТП, плохой дорожной разметки, алкоголизма, табакокурения, несчастных случаев на производстве и вообще от русского "авось"! Если мы не можем с гарантией повлиять на повышение рождаемости, то не укорачивать себе жизнь - в наших собственных силах. Убийства, самоубийства, отравления, утопления... У нас огромная смертность от этих причин по сравнению с другими странами. Причем в тех возрастах, где, например, у европейцев ее почти нет. У них кривая этой смертности поднимается к старшим возрастам, когда человек может и под трамвай попасть, и от психического расстройства свести счеты с жизнью. А в России этот пик приходится на средние возраста.
Президент дал поручение к 2030 году увеличить продолжительность жизни до 78 лет. Добиться этого будет проще, если снизить смертность от внешних причин. Ну хотя бы от алкоголя.