29.01.2021 12:22
Поделиться

"Палитра его возможностей казалась безграничной": Умер Василий Лановой

Скончался Василий Лановой. Пылкий Павел Корчагин, неотразимый принц Калаф из "Принцессы Турандот", Анатоль Курагин из "Войны и мира", романтичный Артур Грей из "Алых парусов", Алексей Вронский из "Анны Карениной", Крис Кельвин из "Соляриса"… Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, многие годы он был одним из самых ярких светил знаменитого актерского созвездия вахтанговцев. И одним из самых востребованных мастеров советского кино.

Василий Лановой - из крестьянской семьи. Войну встретил семилетним ребенком и уже на своем опыте знал, что такое "пули у виска". Окончив в Москве школу, хотел стать журналистом и даже начал учиться в МГУ, но очень скоро интуиция подсказала ему путь, и его с первой попытки взяли в знаменитое Щукинское училище: стране нужны актеры не только талантливые, но и красивые. А внешность, которой наградила Ланового природа, была по-своему выдающейся, и его первое появление на киноэкранах - еще в студенческую пору - в школьной драме "Аттестат зрелости" стало всесоюзной сенсацией. Молодой актер там сыграл десятиклассника Валентина Листовского, сынка богатых родителей, возомнившего себя "белой костью". Здоровый классный коллектив, разумеется, поставил его на место и к концу фильма благополучно перевоспитал гордеца, но обаяние и красота дебютанта сразили миллионы женских сердец - Василий Лановой сразу взлетел на вершину популярности.

Триумф был закреплен образом контрастным - уже не просто положительным, но и героическим: Лановой сыграл Павку Корчагина из хрестоматийной книги Николая Островского "Как закалялась сталь". Надо понимать, какое место эта книга занимала в умах юного поколения советских граждан: она была для них библией, учебником жизни, указателем, "делать жизнь с кого". И ее главный герой на экране должен был предстать своего рода идеалом, но - земным и понятным. Картину снимали Александр Алов и Владимир Наумов, тогда входившие в число главных бунтарей и надежд возрождавшегося от спячки советского кино. И фильм оказался действительно хорош, а выбор актера на главную роль - безошибочным: Лановой сумел сделать идеал с плаката живым, страстным, убежденным, реальным и близким каждому из зрителей. Он не вызывал желания умиляться или поклоняться - на него действительно хотелось быть похожим, быть таким же принципиальным и бесстрашным.

Счастливая внешность Василия Ланового тогда во многом определяла его судьбу на экране и сцене. Понятно, что в роли Калафа из "Принцессы Турандот" не мог появиться никто другой. "Вася величество" - любовно называли его коллеги, играя эту импровизационную комедию-капустник, вошедшую в театральные летописи и ставшую визитной карточкой Вахтанговского театра. В "Идиоте" он играл, конечно, Очаровательного князя. В "Каменном госте", конечно, Дон Гуана. Он был высок и статен - и как нельзя больше подходил для роли Маяковского ("Конармия"). У него была природно царственная осанка - кто иной мог явиться в роли Октавия Цезаря ("Антоний и Клеопатра")! И, разумеется, в театре никого больше не видели в роли Казановы ("Три возраста Казановы" по Цветаевой). Он с детства любил поэзию, много ее читал со сцены, уже его Валентин Листовский сумел обворожить любимую девушку не только красотой и рыцарскими повадками, но и стихами. Это был, конечно, идеальный романтический герой. Но вахтанговский театр - по природе театр ироничный, и такое необходимое качество, как самоирония, было привито Лановому со студенческих лет. Поэтому в нем совсем не было свойственной красавцам самолюбования и заносчивости, и в той же "Принцессе Турандот", которая была замешена на подтрунивании над всем и вся, он оказался совершенно своим, органичным, необходимым. Он был на своем месте и в шекспировской трагедии, и в водевиле, и в советской бытовой драме, и в политическом триллере.

Пока знаменитый театр радовал москвичей и гостей столицы, миллионы жителей страны слушали голос Василия Ланового-чтеца - он очень много работал на радио. Шли радиокомпозиции по Пушкину, Маяковскому, Баратынскому, Цветаевой, радиоспектакли по Шекспиру, Ломоносову, Тургеневу, Цвейгу, Бунину… Телевидение беспрерывно крутило телеварианты театральных спектаклей с Лановым. И были годы, когда он снимался в трех, четырех кинофильмах сразу. От революционных ("Шестое июля", "Любовь Яровая") до авантюрно-пропагандистских ("Семнадцать мгновений весны", "Офицеры", "Пятьдесят на пятьдесят"), от советских драм ("Иркутская история") до классических комедий ("Мещанин во дворянстве"). Он играл реальных исторических персонажей от Дзержинского и Троцкого до Бернарда Шоу, играл кардиналов (Ришелье), царей (Александр I) и генсеков (Андропов). Палитра его возможностей казалась безграничной. И он до конца своих дней был неравнодушен к судьбам своей страны, активно участвовал в ее политической жизни и, не формально вступив в Коммунистическую партию еще в оттепельные 60-е, оставался верным своим убеждениям во все пережитые им эпохи.

Он прожил 88 плодотворных лет и пал жертвой самой разрушительной из войн - войны с захватившим планету коронавирусом. Память о Василии Лановом будет долгой и благодарной.