10.12.2020 23:16
Поделиться

Грозит ли нам всемирная музейная реституция

Египетские саркофаги, римские статуи, китайский фарфор - таким культурным разнообразием не удивишь ни один музей в Европе. В них знакомятся и изучают не только искусство отдельно взятых государств, но в целом историю мировой культуры. Но вот с некоторых пор пошел процесс переоценки казавшегося прежде незыблемым положения вещей в музейных хранилищах - в буквальном смысле слова.
Олеся Курпяева

Все началось в 2007 году, когда ООН выпустила декларацию о правах коренных народов. Одна из её статей призвала государства вернуть коренным народам разных стран "культурную, интеллектуальную, религиозную и духовную собственность", которую у них забрали без "свободного предварительного информированного согласия или нарушив их законы, традиции и порядки". Призыв не остался незамеченным. В 2009 году Лувр отдал Египту фрагменты настенного рисунка, который, по словам восточной стороны, был незаконно вывезен из страны в восьмидесятых годах. Три года спустя Нигерия призвала музей изящных искусств в Бостоне вернуть в страну три десятка объектов, захваченных английскими военными в конце XIX века, а в 2017 году потребовала у Британского музея возвратить бенинскую бронзу.

В 2020 году дискурс вокруг перемещенных ценностей остался актуальным. В минувшем октябре дирекции Рейксмузеума и Этнографического музея решили вернуть около ста тысяч экспонатов странам, откуда артефакты вывезли в колониальную эпоху. В их числе - и алмаз в 70 карат, который когда-то принадлежал индонезийскому султану Банджармасина. Руководитель Этнографического музея Стийн Схондервуд отметил, что тем самым Нидерланды признают несправедливость ранее совершенных действий, а принятая инициатива становится "большим шагом вперед".

Что это? Раскаяние в колониальных грабежах или передел музейных ценностей? Как теперь быть - заново распределить экспонаты между странами или оставить все как есть? Конечно, сложно оценить происхождение сокровищ в музейных коллекциях без исторического контекста, который чаще всего оказывается негативным. Одни экспонаты оказались в хранилищах вследствие кровопролитных колониальных войн, другие - из-за желания "цивилизованных" держав создать своеобразную "кунсткамеру" заморских ценностей. Известны и такие проявления расизма - даже в ХХ веке в музеях, бывало, выставляли останки африканцев в качестве "человеческих зоопарков". Возможны в наше время такие "цирки уродов"? С точки зрения руководства Рейксмузеума и Этнографического музея - нет.

При этом любой прецедент вокруг возврата ценностей, вывезенных из порабощенных некогда стран, - огромный стресс для мировой музейной экосистемы. Невозможно представить себе ситуацию, в которой все музейные экспонаты вернутся в страны, где они были созданы, - это поставит под удар устройство и смысл музеев в принципе. Важнейшие мировые ценности истории, искусства и науки, собранные в залах современных музейных центров Европы, ближе и доступнее, когда они не разбросаны по всему земному шару.

Единого решения проблемы нет. Но механизм запущен, прецедент создан, дальше каждая музейная институция будет действовать по-своему. Одни займут позицию "ни шагу назад", другие - пойдут навстречу новым веяниям и требованиям своих заграничных коллег. Наверное, возможен компромисс: временное экспонирование ценностей в бывших колониальных странах - при сохранении прав на них европейских музеев. Как говорил поэт - куда влечет нас рок событий? Поживем - увидим. Каждая музейная история индивидуальна - тем интересней наблюдать: в какую сторону покатится мир.

Авторитетное мнение

Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству:

- Тема реституции культурных ценностей, безусловно, очень сложна. Мировое музейное сообщество обсуждает сегодня эти проблемы, вовлекая в дискуссии международные организации, юридические структуры, действующих политиков и экспертов разных специальностей. Возвращение ценностей, перемещенных из страны в страну в результате колониальных захватов, в отличие от тех, что утратили прежних владельцев в процессе двух мировых войн и их последствий, не имеет жестких юридических решений.

Еще во время Второй конференции мира 1907 года в Гааге была принята вторая редакция Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны (первую приняли в 1899 г.). Заключительная 56-я статья этой Конвенции предусматривала особый статус культурных ценностей: "Собственность общин, учреждений церковных, благотворительных и образовательных, художественных и научных, хотя бы принадлежавших государству, приравнивается к частной собственности. Всякий преднамеренный захват, истребление или повреждение подобных учреждений, исторических памятников, произведений художественных и научных воспрещаются и должны подлежать преследованию".

Эта Конвенция послужила своего рода фундаментом для последующих документов, защищающих культурное наследие человечества во время военных конфликтов. Ничего подобного не было до 1907 года, в том числе и в отношении действий западных стран в своих колониях. Известна апокрифическая фраза Наполеона в ответ на просьбу итальянских аристократов вернуть им культурные ценности: "Воюйте!"

Несмотря на ряд документов ЮНЕСКО, призывающих вернуть культурные ценности, вывезенные в метрополии из бывших колоний, позиция крупнейших музеев мира в этом вопросе весьма консервативна. Они не хотят музейного передела и намерены сохранять статус-кво. Не думаю, что объявленная акция двух нидерландских музеев станет образцом для подражания Лувру или Британскому музею.