13.11.2019 19:22
    Поделиться

    Почему пострадавшие от паводка в Иркутской области продолжают жаловаться

    Общероссийский народный фронт в Иркутске обнародовал результаты двухмесячного мониторинга ситуации в районах, которые пострадали от наводнения этим летом. Представители фронта за это время опросили 305 человек в 15 населенных пунктах. 70 процентов из опрошенных заявили, что не знают, где можно получить помощь и восстановить документы. 90 процентов сообщили о проблемах с выплатой компенсаций. Некоторые из них рассказали, что пытаются добиться компенсаций через суд, нанимая адвокатов за свой счет. Корреспондент "РГ" решил разобраться, что же происходит сегодня в зоне бедствия.

    Напомним, что от летних паводков в Иркутской области пострадали около 50 тысяч человек в 113 населенных пунктах - от небольших деревень до райцентров, вроде Тулуна и Нижнеудинска. Власти на местах не скрывают, что жалобы есть.

    - Это связано с тем, что паводок прошел в две волны - и по второй некоторые документы еще находятся в переписке: там обнаруживали ошибки, мы их исправляли, отправляли снова. Эти люди действительно долго не могли получить компенсации. Кроме того, не все ожидания людей оправдываются - многие хотят, чтобы их дом снесли, а им выдали сертификат. И хотя мы дважды провели обследования во всех 28 деревнях района, попавших в зону ЧС (то есть в тех, куда заходила вода), люди требуют третью экспертизу. Но надо понимать, что где-то вода топила дом, а где-то только заходила в огород, - говорит глава Тулунского района Михаил Гильдебрант. В целом же, по его словам, сейчас, в отличие от июля-августа, жалобы в администрацию почти не поступают.

    Людей, конечно, можно понять: 50, а тем более 100 тысяч рублей для них - очень большие деньги, а сертификат - едва ли не единственный шанс получить что-то большее, чем старый дом в деревне. Поэтому вокруг экспертных заключений драм и обид хватает.

    При этом с капремонтом в зоне ЧС действительно беда. Пока кто-то не соглашался на ремонт, требуя переосвидетельствования, другие и рады были бы начать починку дома, но лето выдалось дождливое, и вода задержалась в подпольях... Да и запас стройматериалов не был вовремя сформирован - что греха таить, проволокитили власти. В общем, теплое время было упущено.

    Наводнение оказалось одной из самых крупных природных катастроф в истории страны

    В самом Тулуне, кстати, капремонта почти нет. Здесь пострадавшие дома либо разрушило водой, либо они попали в обновленную зону затопления и по закону должны быть снесены, а их владельцы - получить другое жилье. Здесь должны появиться новые микрорайоны. Конечно, сложно ждать, что через 4 месяца после стихии строители сдадут дома под ключ. Прежде чем выходить на площадку, нужно провести много бумажной работы - правовой и проектной. Сейчас в основном прокладывают коммуникации, на которые "посадят" новостройки, ведут межевание участков для ИЖС, заливают фундаменты.

    Что касается слухов о 300-миллионных премиях, которые Иркутские чиновники якобы выписали себе за ликвидацию последствий паводка, то они не соответствуют действительности. 336 миллионов действительно заложены в бюджете Иркутской области, но это не премии, а компенсация за переработки, которые требует выплачивать Трудовой кодекс за сверхурочные, за работу в выходные. Ее получат сотрудники министерств и ведомств, которые работают в зоне ЧС.

    Словом, сказать, что восстановительные работы провалены, нельзя. Сделано очень много. Хотя далеко и не все прекрасно. Летние паводки в регионе оказались одной из самых крупных природных катастроф в истории страны, так что быстро отряхнуться и пойти дальше, к сожалению, не получится.

    Кстати

    По последним данным, почти 47 тысяч пострадавших получили единовременную материальную помощь - 10 тысяч рублей. 24 тысячи людей получили компенсации за утрату и порчу имущества - по 100 и 50 тысяч рублей. 6899 семей подали документы на получение жилищных сертификатов, и 6614 сертификатов было выдано. Новоселье уже справили более 3,3 тысячи семей - это девять тысяч человек. При этом 346 семей сертификаты получили, но вернули обратно: претендуют на большую сумму.

    Поделиться