16.10.2019 06:06
    Поделиться

    Как "Мулен Руж" превратился в многомиллионный бизнес

    8 октября в Париже вспыхнуло здание легендарного кабаре "Мулен Руж". Никто из посетителей не пострадал, а причину возгорания устанавливают до сих пор.

    Происшествие вроде рядовое - в отличие от потрясшего весь мир пожара в соборе Парижской Богоматери. Но ключевое слово здесь - "вроде".

    Накануне "Красная мельница" отметила юбилей - 130 лет со дня открытия. И, между прочим, именно пожары сыграли в истории всемирно известного заведения весьма важную роль.

    Эпоха "До"

    "Мулен Руж" с момента рождения приходилось выдерживать жестокую конкурентную борьбу. Все дело - в месте.

    Итак, 6 октября 1889 года известный только в узких кругах предпринимателей и антрепренеров Жозеф Оллер (испанец по происхождению) вместе со своим компаньоном Шарлем Зидлером открыли на площади Бланш, расположенной в районе Монмартр, очередное для французской столицы увеселительное заведение. Свой расчет на успех Жозеф и Шарль строили в том числе и на дате - в Париже близилась к своему финальному апофеозу Всемирная выставка.

    Как и Эйфелева башня, появившаяся ранее (к открытию той же Всемирной выставки), здание "Мулен Руж" выглядело вызывающе и необычно. Ветряная мельница с вращающимися лопастями выкрашена в кричащий красный цвет, статуя гигантского слона, интерьеры (авторства знаменитого в Париже Адольфа Вилетта) с огромными зеркалами, создающими сложную игру света, исходящего от не менее внушительных люстр, - все это притягивало даже самую избалованную развлечениями публику.

    В "Мулен Руж" и парижане, и гости города влюбились сразу. Причины тому было минимум две. Первая - кабаре отличалось демократичностью. Сюда могли зайти и бедные, и богатые, при этом неказисто одетым не грозило быть выставленным за отсутствие аристократического лоска, а франтам с полным кошельком не приходилось проталкиваться сквозь толпу клошаров, брезгливо морща нос, чему способствовала грамотная планировка пространства и ценовая политика.

    Вторая - и, пожалуй, главная - французский канкан. Да, львиная доля парижских и обывателей, и аристократов считали сей танец крайне неприличным, однако... Конечно, запретный плод всегда сладок, но дело не только в этом. За очень короткий срок творческие кадры, придирчиво нанятые основателями кабаре, смогли возвысить канкан до уникального культурного явления.

    Что характерно, многочисленные гости из России исповедовали вполне обывательскую точку зрения. С присущей гениальной краткостью ее отразил, например, Антон Павлович Чехов в рассказе "На чужбине", где главный герой, помещик Камышев, излагает свое понимание канкана: "Взять хоть, например, брак. У нас коли женился, так прилепись к жене и никаких разговоров, а у вас черт знает что. Муж целый день в кафе сидит, а жена напустит полный дом французов и давай с ними канканировать..."

    Под сень "Мулен Руж" заглядывали знаменитости всех уровней, начиная от Оскара Уайльда и заканчивая принцем Уэльским, а один из величайших французских художников, Анри де Тулуз-Лотрек, немало подзаработал, рисуя афиши с программами кабаре.

    Так, в вихре веселья, шальных денег, шампанского и самой пестрой, какую только можно представить, публики "Красная мельница" просуществовала до 27 февраля 1915 года (мировая война отнюдь не отразилась на посещаемости), когда пожар, да-да, именно пожар, уничтожил заведение.

    Эпоха "После"

    На восстановление "Мулен Руж" ушло шесть лет. И если изначально наплыв публики обеспечивал союз внешней кичливости и внутренней необычности с легким привкусом порока, то в 1921 году в кабаре потянулись в поисках веселья среди серых и унылых послевоенных тягот.

    Однако не все было так просто. У "Мулен Руж" сменилось несколько владельцев, и каждый старался привнести свой в нынешней терминологии "концепт". Кабаре пришлось побыть и подобием клуба, с выступающими знаменитыми артистами - некое подобие современного стендапа, и мюзик-холлом, и театром оперетты. Во время немецко-фашистской оккупации заведение закрылось. Немцы предпринимали несколько попыток использовать "Мулен Руж" для увеселения офицеров и солдат вермахта, однако все они успешно и, что удивительно, безнаказанно саботировались.

    Поворотным моментов в жизни "Красной мельницы" стал 1955 год. "Концепты" закончились, решено было вернуться к истокам. Таково было решение выкупивших кабаре братьев Клерико - Луи и Джозефа.

    В шоу вновь воцарился канкан, а кроме того, появилось важное нововведение. Если до 1955 года "Мулен Руж" принимало посетителей только в вечернее и ночное время, то новые владельцы сделали еще и дневное представление. Туристы по достоинству оценили этот шаг - выручка буквально за считаные месяцы с момента реформы удвоилась.

    Кабаре практически никогда не испытывало дефицита в звездах самой внушительной величины. С момента возрождения на его подмостках выступали Эдит Пиаф, Ив Монтан, Шарль Азнавур, Фрэнк Синатра, Лайза Миннелли, Михаил Барышников и многие другие. Почин королевских особ в лице вышеупомянутого принца Уэльского в 1981 году поддержала ныне здравствующая королева Великобритании Елизавета II.

    "Мулен Руж", пережившее сожжение дотла и две мировые войны, вполне логично служило предметом вдохновения для кинематографистов. Однако самая известная, оскароносная картина с Николь Кидман в главной роли, полная "тезка" кабаре, не понравилась его труппе и прочим сотрудникам. Они сочли фильм "слишком легкомысленным" и не отражающим в должной степени сложности того труда, который участники шоу вкладывают в свои выступления.

    Кидман, заработавшая на съемках "Мулен Руж" перелом ребра и весьма тяжелую травму колена, едко ответила на это сожалением, что в окончательный вариант не вошли те самые кадры, где она получила все эти увечья. Впрочем, на этом полемика и закончилась.

    Сегодня "Мулен Руж", наверное, действительно не нечто, взывающее к легкомыслию. Это серьезный многомиллионный бизнес, бренд с десятками тысяч сценических костюмов, тысячами декораций, застрахованными на баснословные суммы.

    Кстати

    Три факта

    1. "Мулен Руж" стало местом рождения стриптиза. Он появился на свет в 20.00 9 февраля 1893 года, когда танцовщица Мона внезапно избавилась на сцене от всей одежды. Зачем она это сделала, танцовщица объяснить не смогла и была оштрафована полицией на 100 франков за неподобающее поведение.

    2. В "Мулен Руж" с момента открытия и по сей день - 850 мест для зрителей. В нынешнем веке кабаре посещают ежегодно до 500 тысяч человек. Средняя цена входного билета колеблется от 80 до 500 евро.

    3. Для работы в "Мулен Руж" пригодны мужчины ростом не менее 185 см.

    Что посмотреть

    Что предлагает музей Анри де Тулуз-Лотрека, можете узнать здесь.

    Поделиться