11.09.2019 15:08
    Поделиться

    Минобрнауки разберется с зарплатами в вузах по просьбе Госдумы

    В среду во время "Правительственного часа" в Госдуме глава Минобрнауки Михаил Котюков ответил на просьбу депутатов разобраться с реальным уровнем зарплат в вузах - по данным законодателей, разрыв в доходах управленцев и их подчиненных составляет десятки раз.
    РИА Новости

    "Зарплатный" вопрос для депутатов станет одним из основных перед рассмотрением нового бюджета на трехлетку. Открывая накануне осеннюю сессию, глава нижней палаты Вячеслав Володин поставил цель - разобраться с проблемой средних зарплат работников образования и здравоохранения. И только с учетом этого принимать основной финансовый документ. Дело в том, что сейчас зарплата может рассчитываться с учетом доходов управленческого персонала. И в результате, сказал председатель ГД, рядовой педагог или врач получает недостаточные средства.

    Ситуация в высшей школе - в том же ключе. Заработная плата в вузах, в соответствии с поручением президента, должна быть не ниже двукратной по региону. И этот показатель, как рассказал Котюков, уже достигнут.

    Но ведь средняя зарплата по вузу - это как средняя температура по больнице, заметили в Госдуме.

    - Как вы знаете, в некоторых высших учебных заведениях ректоры получают очень высокую заработную плату - в десятки раз выше, чем кандидаты наук, доценты, - заявил Вячеслав Володин.

    Он напомнил, что "все обсуждают заработные платы министров, депутатов". "Но у наших коллег из высшей школы у многих в десятки раз они выше", - заметил парламентарий.

    Глава нижней палаты призвал проанализировать зарплаты преподавательского состава - тех, кто непосредственно участвует в проведении занятий. И рассчитать этот показатель без учета доходов ректоров вузов, проректоров, деканов факультетов, заведующих кафедрами. Если преподавательские зарплаты на деле окажутся ниже целевого уровня, то необходимо будет принять решение.

    При этом в Госдуме не призывают к бездумной "уравниловке". Если ученый много делает для страны, то высокий уровень дохода, конечно, обоснован, заметил председатель нижней палаты.

    - Кто-то если из них изобрел то, что продвигает страну и прогресс, тоже обоснованно. Но отрываться от коллектива не нужно, - резюмировал Володин.

    Надо еще и доходы научных сотрудников "посчитать", чтобы получить реальную картину, добавил депутат от КПРФ Олег Смолин.

    Михаил Котюков пообещал подготовить и представить депутатам соответствующую информацию.

    Мало того, он согласился с необходимостью совершенствовать систему оплаты ректорского корпуса. Речь как раз о сокращении разрыва в зарплатах. Этот процесс уже начался.

    - Мы обновляем ту нормативную базу, которая существует, и устанавливаем те ограничения, которые давно были. То есть не более чем, в среднем, в восемь раз зарплата ректора должна превышать среднюю в коллективе, - сообщил министр.

    Кадровый вопрос высшей школы и науки в целом глава Минобрнауки и депутаты обсуждали, конечно, не только в этом разрезе - Котюков рассказал о планах по расширению программы грантов для молодых ученых и других способах поддержки. "Правительством принято решение об увеличении в два раза премий молодым ученым. И это решение будет реализовано в самое ближайшее время", - рассказал, в частности, министр.

    В целом ситуация с "утечкой мозгов" меняется уже сейчас, констатировал Котюков. А именно, "количество людей, которые приехали в Россию, приехали работать в науке, превышает число тех, кто уезжает". И приоритетные направления науки уже сегодня имеют долю молодых сотрудников, близкую к 50%.

    Депутаты побеспокоились за кадры старшего возраста - не приведут ли попытки привлечения молодежи в науку к сокращению опытных сотрудников? Работы точно хватит всем, заверил Котюков. Ведь в новейшей истории наука, по его словам, впервые отнесена к национальным целям - надо войти в пятерку наиболее передовых стран мира. Амбициозная задача требует существенного увеличения количества российских исследователей - в ближайшие годы стоит задача не только удержать нынешние кадры, но и подготовить и привлечь в науку дополнительно 35 тысяч человек.

    Поделиться