На той же встрече премьер отдал распоряжение распространить эксперимент по введению налога на профессиональный доход для самозанятых и на другие регионы России (сейчас он проходит в Москве, Московской и Калужской областях и в Татарстане). Им смогут воспользоваться физлица и индивидуальные предприниматели, получающие доходы от деятельности, в которой у них нет работодателя и наемных работников. Налоговая ставка составит 4 процента от дохода, полученного при реализации товаров физическим лицам, и 6 процентов - в отношении доходов от реализации юрлицам. Использовать этот режим можно, если доход не превышает 2,4 миллиона рублей в год. В перспективе за сокрытие налогов самозанятые будут подвергаться штрафам: 20 процентов от выручки, а при повторном нарушении в течение полугода - в размере всей выручки.
Напомним, в ноябре 2016 года на заседании Совета по стратегическому развитию Владимир Путин заявил, что граждан, работающих на себя, нужно освободить от налогов на два года, дав им возможность легализовать свою деятельность. Исполняя поручение президента, минюст разработал документ, в котором определил самозанятых как граждан, самостоятельно и систематически зарабатывающих на оказании услуг и выполнении работ для физлиц. Такие граждане приравниваются к предпринимателям, которые приобретают единый патент и не имеют права держать наемных работников.
Однако репетиторы, няни, домработницы не спешат зарегистрироваться в налоговых органах. Потому что не чувствуют в этом особой необходимости для себя. Налоги они и так не платят, и налоговые каникулы им не нужны. Не нужны им и никакие бумаги - этих бумаг никто не требует, нанимая сиделку к больному или уборщицу в дом. Единственный случай, когда такие бумаги могут потребоваться, - выезд няни с семьей и ребенком за границу (справка необходима при оформлении визы на сопровождающего помощника).
По оценке директора Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, на неформальную экономику сегодня приходится 20-22 процента от ВВП. И с повышением пенсионного возраста число самозанятых будет только возрастать. Задача власти, считает эксперт, - не побеждать самозанятых, а минимизировать неформальную экономику, создавая благоприятный предпринимательский климат.
Сейчас, с наступлением лета, начнется сезонный спад безработицы, обеспеченный занятостью населения на своих огородах и садовых участках. Доля россиян, в поисках источников дохода делающих ставку на работу в личном подсобном хозяйстве, по данным Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, каждый летний сезон приближается к 30 процентам. Но, сняв урожай со своих шести соток и реализовав его, безработные граждане найдут себе до следующего лета другой источник дохода - ремонт квартир, уход за больными и прочие востребованные услуги.
Эксперты объясняют одну из причин снижения уровня официальной безработицы переходом населения на "архаичные формы занятости". По подсчетам аналитиков Нацагентства финисследований (НАФИ), у каждого десятого трудоспособного гражданина России нет постоянной работы и он относит себя к самозанятым. Наибольшую долю (19 процентов) таких работников составляют люди в возрасте от 35 до 44 лет. Среди них 14 процентов не имеют иного дохода. Наиболее популярные формы самозанятости - ремонт (15 процентов), программирование и компьютерная помощь (11), дизайн (10). При этом 94 процента опрошенных, работая на себя, не регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей и, соответственно, не платят налоги. Их среднемесячный доход - 20 882 рубля. С учетом общего количества россиян в трудоспособном возрасте 10 процентов самозанятых - примерно 8 миллионов человек. Это существенная доля населения, которая преимущественно находится в тени.
Экономисты Владимир Гимпельсон и Ростислав Капелюшников (оба руководят Центром трудовых исследований НИУ ВШЭ) ставят под сомнение термин "легализация" применительно к самозанятым гражданам: "Неформальная деятельность не может быть "легализована", так как она не является запрещенной. Похоже, чиновники считают нелегальным все, с чего не уплачены налоги и социальные взносы. Это отчасти вопрос терминологии, но он чреват последствиями: не окажутся ли в какой-то момент у нашей власти "нелегальные няньки и сиделки" уголовными преступниками?"
Средний уровень безработицы, по данным Росстата, сейчас достигает 5,4 процента. Эксперты отмечают несоответствие между значительным числом уволенных и низким ростом безработицы. Они объясняют это постепенным перетеканием людей в теневую занятость, не подотчетную официальной статистике. И эта занятость не хочет выходить из тени.