13.09.2018 08:36
Поделиться

Как освободить уникальные сибирские территории от недропользования

Для добычи россыпного золота в руслах рек и водоразделах создаются водоотводные каналы, а речной грунт извлекается экскаваторами и промывается специальными промприборами, после чего речная экосистема перестает существовать.

Нормативной отраслевой базы по рекультивации нарушенных земель и русел рек в России не существует, поэтому промышленные площадки золотодобытчиков начинают самовосстановление не раньше, чем через полвека. Потому уникальные территории должны освобождаться от любого вида недропользования.

В Кузбассе система особо охраняемых природных территорий, занимающих порядка миллиона гектаров, или 15 процентов территории (мы уступаем только Алтаю), создается очень динамично. Она имеет строго научное обоснование и в последнее время приобрела характер упреждения локальных экологических катастроф или социальных возмущений. Две основные ООПТ федерального значения - Шорский национальный парк и заповедник Кузнецкий Алатау - находятся в высокогорьях и на средних высотах. А центральная часть области оказалась незащищенной. Лишь за минувшие семь лет удалось создать четыре степных ООПТ, в том числе: "Караканский хребет", "Костенковские скалы", "Чумайский бухтай" и "Бачатские сопки". И на этих территориях, общая площадь которых всего около трех тысяч гектаров, сосредоточено все степное биоразнообразие региона.

Еще одна специфическая особенность: в создании ООПТ участвуют угольные компании. В то же время, по существующему законодательству, в таких ресурсных регионах, как Кузбасс, защитить территорию по-другому (силами общественности, путем ведения хозяйственной деятельности, получения с этой земли прибыли) практически невозможно. Потому что полезные ископаемые перекрывают по доходности любой бизнес и любые полезности, которые существуют на поверхности.

В итоге получается, что единственным средством, благодаря которому местные жители могут себя обезопасить от горных работ, является ООПТ. А создать их вовсе не просто. Кроме того, что требуется согласование с местным населением, которое не всегда понимает необходимость в такой защите, последнее слово остается за Минприроды РФ. Все ООПТ, от муниципальных до федеральных, с 2014 года согласуются в Москве. И главное значение для Москвы имеет бумага из Роснедр о наличии либо отсутствии на той или иной территории полезных ископаемых. Если такое подтверждение есть, создать здесь ООПТ практически невозможно. Именно это влечет большие трудности и риски.

Тем не менее, сейчас в мире и России крепнет тенденция, когда на уровне глав правительств обсуждается необходимость сохранить баланс между добычей полезных ископаемых и сохранением окружающей среды. И Кузбасс становится одним из ведущих регионов в плане развития технологий и методов сохранения биологического разнообразия при недропользовании. Накоплен уже опыт работы с угольщиками, понемногу начинают подтягиваться и золотодобывающие компании.