23.04.2018 21:10
Поделиться

На ММКФ представили хиты и призеров Берлинале

Московский кинофестиваль - традиционно площадка, где российский зритель впервые смотрит фильмы, участвовавшие в конкурсных программах других кинофорумов: в основном на Берлинале и Каннах. В этом году ММКФ вынужденно обходится без каннских хитов - из-за переноса сроков на апрель российский киносмотр на две недели опередил Канны. Там все начнется лишь 16 мая.

Зато фильмы Берлинале во внеконкурсной программе ММКФ представлены обильно - при желании тут можно увидеть едва ли не все, о чем спорили критики и синефилы в немецкой столице в феврале. Причем кое-что из этого сразу после ММКФ появится в российском прокате - например "Лицо" Малгожаты Шумовской из Польши, картина, получившая в Берлине "Серебряного медведя".

Оригинальное Twarz - слово куда более грубое, нежели российское прокатное название. Более точный перевод - "Рожа". Так односельчане зовут Яцека, который после несчастного случая на работе фактически лишился лица, но усилиями современной медицины после многочисленных операций все-таки обрел более или менее человеческий вид. Жизнь Яцека после этого изменилась кардинально - невеста ушла, о возвращении на прежнее рабочее место нет и речи, а тут еще и заботливая система здравоохранения подсобила - нужно тратить большие деньги, чтобы пересаженные ткани не отторгались. Важно и то, где именно Яцек получил увечье: он работал на возведении самой высокой в мире статуи Иисуса Христа (на 15 метров выше, чем в Рио-де-Жанейро, гордо сообщает зрителям телевизор), которую власти решили возвести в польской глубинке. В финале название картины оказывается ернически применимо и к этой мегаломанской скульптуре - в последний момент выясняется, что в проект закралась ошибка, и каменная башка смотрит не в ту сторону.

Превратившись из первого парня на деревне во всеобщий предмет насмешек, Яцек понимает, что единственный выход для него - сесть за руль и уехать из неуютного ада польской глуши куда подальше.

Фильм Шумовской и не думает прятать свою прямолинейную и грубоватую сатирическую природу. История рассказана с одной-единственной целью: высмеять текущее положение дел в Польше, которая взяла курс на консервативные традиционные ценности. На деле эти ценности, безжалостно констатирует режиссер, представляют собой дремучий национализм, религиозность в духе "заставь дурака богу молиться - он себе лоб расшибет", жажду халявы (фильм открывает пародийная сцена распродажи бытовой техники, на которую нужно явиться в нижнем белье - десятки полуголых людей бьются не на жизнь, а на смерть за дешевые телевизоры), провинциальные комплексы и крайнюю нетерпимость ко всему, что выходит за весьма узкие рамки "нормальности".

В этом году ММКФ обходится без каннских хитов, зато можно увидеть все, о чем спорили в немецкой столице

"Лицо" ощутимо сдувается к финалу, однако надоесть в силу небольшого хронометража не успевает. В отличие от еще одного фильма конкурса Берлина - "Моего брата зовут Роберт, и он идиот" Филипа Гренинга. Он идет три часа, два из которых наполнены выспренними диалогами о философии - немецкой и не только. Затем Гренинг разбавляет повествование кровью и инцестом.

Два главных героя- юные Роберт и Елена, близнецы с неясным прошлым и туманным будущим, проводят время в кукурузных полях в окрестностях одиноко стоящей на трассе бензоколонки. Она готовится к экзамену и читает Хайдеггера, он якобы ничего не понимает в философии, но шпарит цитатами из того же Хайдеггера, а также подвернувшегося под руку Платона. Невинность в попытке почувствовать настоящее - как время, так и, пардон, онтологическую категорию - в итоге решает проверить себя и бытие не прочность.

Филип Гренинг - блестящий профессионал, настоящий мастер своего дела, постановочный уровень "Роберта" выше всяких похвал. Тем досаднее, что свой талант человек тратит на переусложненную и псевдоинтеллектуальную муру для фанатов радикального фестивального кино, где за многозначительностью речей скрывается совсем уж вопиющее пустословие. "Моего брата зовут Роберт, и он идиот" - канонический пример мертворожденной фальшивки, которая воздействует на умного зрителя самыми бесстыдными методами. Если угодно - это артхаусный аналог грохочущих "Трансформеров" для людей с высшим гуманитарным образованием.

Вообще конфликт между искусством отвлеченных идей и искусством реальности возник не вчера, и в разные эпохи сила перетекала от "эстетов" к "реалистам" (определения, конечно, условны) и наоборот. И вот на примере фильмов Гренинга и Шумовской, по-моему, отлично видно, что кино, не чурающееся корявой современности и не стремящееся эстетизировать высокопарную ерунду, здесь и сейчас к категории "настоящее" подбирается гораздо ближе. Даже несмотря на отсутствие в анамнезе Хайдеггера.