издается с 1879Купить журнал

Старости: Святки в городе Тихвине

17 января 2018

В Новгородской и Вологодской губерниях святки доныне называются кудесами. По словам известного исследователя русских простонародных праздников и суеверных обычаев, И. Снегирева, в русских летописях чародеи и колдуны назывались кудесниками и кабниками*, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, и кобенились как Шаманы. Конечно, отсюда и произошло приведенное нами выше наименование святок кудесами. Кроме того, в Новгородской губернии святки известны еще под названием окрутников. Дело в том, что в этой губернии, особенно в Тихвинском уезде, существует обычай среди мужиков, преимущественно молодых людей, собираться большими партиями, со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления, и ходить по городу или деревне наряженными, заглядывая в те дома, где в знак приглашения светятся в окнах свечи. Эти из дома в дом перекочевывающие люди и слывут в народе окрутниками.

В городе Тихвин окрутников нередко называют: то кудесниками, то куликами, то щеголями. Здесь они особенно в моде. Местное богатое купечество и зажиточное мещанство до сих пор сохраняют еще обычай старины, против которого уже в XVI веке сильно восставал архиепископ новгородский Макарий, который посылал в Тихвин и во все новгородские пятины и погосты Инока Илию для увещевания православных и обличения кудес. Ежегодно, на святках, зажиточные граждане Тихвина не только приглашают к себе окрутников, выставляя свечи на окна, но также снаряжают для святочного поезда щеголей большую лодку, которая ставится на несколько саней и везется по улицам множеством лошадей; на последних верхом восседают окрутники. Самою лодку, украшенную разноцветными флагами, занимают святочники, т. е. переряженые представители прекрасного пола в разных личинах и нарядах. Ряженые умышленно представляют воплощенных чертей, потому что, как известно, существует суеверное убеждение, что в продолжение восьми дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и при наступлении разрушения их царства, изгоняемые, в тревоге и тоске рыскают по улицам с мрачным огненным видом, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных.

При движении вышеописанного поезда, святочники поют, играют на всевозможных, правда, незамысловатых музыкальных инструментах и, вдобавок, выкидывают разные стихотворные штуки. Понятно, что многочисленная толпа народа, особенно ребята, всюду сопровождает ряженых и дополняет смехом, говором, криком своим и без того нестройный хаос шумных звуков.

Между тем хлебосольные и жадные лишь до немудреных острот и грубоватых кривляний обыватели Тихвина радушно встречают поминутно останавливающийся поезд и, принимая в хоромах своих веселых гостей, угощают их на славу вином и до отвала подчуют отборной закуской и кушаниями.

В.М. 
Всемирная Иллюстрация №1 1884 год
Орфография сохранена частично. Пунктуация - как в оригинале