16.01.2018 21:29
    Поделиться

    В прокат выйдет "Форма воды" Гильермо Дель Торо

    В прокат выходит "Форма воды" Гильермо Дель Торо
    В 60-е в руки сотрудников секретной американской лаборатории попал гибрид человека и рыбы. Земноводный гуманоид тут же продемонстрировал дурной нрав, откусив два пальца неприятному руководителю лаборатории Ричарду Стриклэнду (Майкл Шеннон).

    Исследования показали, что в борьбе против Советского Союза человек-амфибия не очень-то пригодится, поэтому решено было уничтожить существо, которое, однако, успело подружиться с местной немой уборщицей Элизой (Салли Хокинс). Та считает делом своей жизни вызволить амфибию из цепких рук американских военных.

    "Форма воды" выходит в прокат в России, усыпанная многочисленными премиями и в ранге одного из основных фаворитов "оскаровской" гонки. И этот факт, конечно, накладывает серьезный отпечаток на ту оптику, через которую смотришь кино. С одной стороны, сложно не согласиться с логикой людей, которые вручили Гильермо Дель Торо "Золотого льва" Венецианского кинофестиваля и два "Золотых глобуса" (за лучшую режиссуру и лучший сценарий). "Форма воды" - действительно самый пристойный фильм Дель Торо со времен "Лабиринта фавна". И если смотреть его не особенно придирчиво, то можно даже сказать, что большой режиссер после нескольких лет мучительного страдания ерундой вернулся к излюбленным темам (красочное ретро и теплые взаимоотношения нежных беззащитных созданий с монстрами, которые оказываются куда менее страшными существами, чем люди) и обрел былую форму. Добавьте сюда отсутствие у дель Торо каких бы то ни было серьезных наград до "Формы воды" и вы вроде как получите картину торжествующей справедливости

    Однако у триумфального шествия "Формы воды" есть и другая сторона, которая заставляет всматриваться в это кино пристально. Все-таки ворох статуэток посыпался на Дель Торо не за былые заслуги, а за текущие. И хочется понять - собственно, за какие именно? Тут приходишь к не самому оптимистическому выводу - никаких особенных заслуг тут нет. Зато есть комбинация ходульного, пышащего кондовой политкорректностью и просчитанного до миллиметра сценария с изъезженными вдоль и поперек визуальными приемами, которые в 2018 году воспринимаются как вчерашний день. Причем и сценарий, и визуальный ряд тут настолько заточены под призы, что в какой-то момент начинаешь воспринимать "Форму воды" не как самостоятельное произведение искусства, а как симулятор, набор клише, гарантирующий успех на фестивалях и западных кинопремиях.

    Советские кинематографисты похожую историю рассказали в 1962 году - в "Человеке-амфибии" - куда более убедительно

    Ну правда - в каком еще фильме на стороне добра одновременно оказываются немая сиротка, чернокожая представительница социальных низов, рафинированный пожилой гей и советский шпион еврейского происхождения? Воюют они, разумеется, против авторитарного белого шовиниста-психопата, которому чужды эмпатия и понятия о чести. Такого комсомольского подхода к теме угнетенных меньшинств и их борьбе за равноправие от нормального режиссера ожидаешь в последнюю очередь.

    Что касается картинки, то Дель Торо, да, оправдывает титул одного из самых талантливых визионеров современности: американское ретро тут предстает во всей красе, оно создано с любовью и тщанием. Дель Торо разбрасывает по фильму массу синефильских и музыкальных отсылок к киноклассике Голливуда "золотой эры". Так, чувство человека-амфибии к Элизе вспыхивает под композицию Глена Миллера из "Серенады солнечной долины", а ближе к финалу они танцуют танец Фреда Астера и Джинджер Роджерс из мюзикла "Следуя за флотом". Но сложно отделаться от мысли, что и здесь режиссер действовал предельно рассчетливо - неспроста же эти милые сердцу любого пожилого американского киноакадемика ностальгические детали соседствуют с эстетикой француза Жана Пьера-Жене, благодаря которой тот смог сделать неплохую карьеру в США. Кстати, тот факт, что визуально "Форма воды" больше напоминает "Амели" и "Город потерянных детей", а не фильмы самого Дель Торо - едва ли не главная неожиданность от просмотра фильма. То есть и здесь видна какая-то искусственность воплощения - при всем его блеске.

    Новую страшную сказку Дель Торо меньше всего хочется ругать, но и хвалить особенно не за что. Но нелишним будет напомнить, что, например, советские кинематографисты похожую историю рассказали в 1962 году - в "Человеке-амфибии" - куда более убедительно и уж точно без кособоких манипуляторских конструкций, которые торчат почти из каждого кадра "Формы воды".

    Поделиться