11.01.201814:42

Открытия ученых Беларуси попали в топ "молекулы десятки"

Атомная энергетика в истекшем году открыла еще одну главу своих неусвоенных пока наукой методов благодаря новейшим открытиям ученых. Национальная академия наук Беларуси включила это исследование Объединенного института энергетических и ядерных исследований в десятку самых значительных результатов в области фундаментальных и прикладных исследований 2017 года, цитирует БЕЛТА пресс-службу академического центра республики.

Высокую оценку исследователи заслужили за создание методов и программ расчета оптических сечений атомных ядер с гарантированной точностью, применяемых при решении научных и инженерных задач атомной энергетики. Даже для тех, кто далек от законов термоядерной физики, понятно, что с учетом перспектив совершенствования и развития атомной энергетики Союзного государства - это одна из магистральных академических задач.

Среди попавших в десятку назван и коллектив Института биоорганической химии. Он будет награжден за установление молекулярного механизма подавления иммунитета человека микобактериями, что открывает путь к созданию противотуберкулезных препаратов нового поколения. В активе этого исследовательского центра отмечено еще одно открытие года. Речь идет об обнаружении нового универсального индикатора для диагностики устойчивости человека к окислительному стрессу. А ученые Института почвоведения и агрохимии - в "борьбе за будущие урожаи" - создали микробную композицию, сочетающую свойства биоудобрения, регулятора роста и биофунгицида

"Биологический фактор" присутствует и в открытии, которое сделал научный сотрудник Института биофизики и клеточной инженерии, доцент Сергей Федорович. Он тоже включен в почетный топ-лист за установление механизма нарушений в нейронах у животных при гипоксии, коррекция которых позволяет защитить мозг от повреждений при ишемическом инсульте.

Отмечены в минувшем году и работы коллектива Объединенного института проблем информатики. Ими успешно завершены, в частности, исследования и разработка малогабаритного мобильного суперкомпьютера для обработки больших массивов данных и решения задач высокоточного моделирования и проектирования.

Отмечены труды и гуманитарных авторов. Ученые Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы и Объединенного института проблем информатики получили высокую оценку за уникальную разработку методологии конвертирования электронной орфографической записи белорусских слов в фонетическую транскрипцию. Кроме того, им принадлежит авторство и в создание первого полного белорусского лингвистического справочника. А их коллеги из Института истории вошли в число победителей за открытие в Полесье уникальных для мировой исторической науки славянских поселений.

Прошедший ровно месяц назад Второй съезд ученых республики дал повод еще раз убедиться в том, что исследователям Беларуси есть чем гордиться. В Союзном государстве они уже дают реальные результаты в различных областях знаний: космические программы, суперкомпьютерные технологии, разработки в области химии, нефтехимии, новых материалов, в сфере здравоохранения и агропромышленного комплекса.

Совместное развитие системы гидрометеорологической безопасности двух государств повысит защищенность экономики и от воздействия опасных природных явлений, улучшит мониторинг состояния окружающей среды. Не лишним будет упомянуть и о усилиях ученых двух стран по запуску второго спутника БКА-2, а всего в сфере космических технологий, по информации местных СМИ, успешно выполнены уже пять программ.

Награждение победителей будет приурочено к празднованию Дня белорусской науки в конце января 2018 года.