19.12.2017 08:40
    Безопасность
    Поделиться

    Как уменьшить число аварий на переездах

    С начала текущего года на переездах, расположенных на полигоне Октябрьской железной дороги, зафиксировано 24 дорожно-транспортных происшествия (ДТП). В прошлом году было 19 происшествий. Во всех случаях ДТП произошли по вине водителей, которые выезжали на переезды перед движущимися поездами и не успевали завершить маневр. Подобных аварий было бы и больше, если бы не профессиональные и оперативные действия работников железнодорожного транспорта и современные технические средства, которыми оборудуются переезды, предотвращающие столкновение железнодорожного подвижного состава и автомобилей.

    Можно ли свести ДТП на переездах к нулю, обсуждалось на круглом столе, который прошел в Северо-Западном филиале "РГ". В нем приняли участие: Максим Рябович, заместитель начальника Октябрьской железной дороги - главный ревизор по безопасности движения поездов, Олег Колесов, Северо-Западный транспортный прокурор, Юлия Головина, официальный представитель комитета по развитию транспортной инфраструктуры, Алексей Куимов, глава администрации Курортного района Санкт-Петербурга, Валерий Солдунов, председатель Всероссийского общества автомобилистов, Григорий Кудрявцев, ответственный секретарь МотоСовета Санкт-Петербурга.

    На каких переездах нарушений больше всего?

    Максим Рябович: Чаще всего нарушения допускаются на переездах, не обслуживаемых дежурным работником, но оборудованных переездной сигнализацией. При этом даже наличие дежурного по переезду - это не панацея. Имеют место случаи, когда водители, при наличии закрытого шлагбаума, соответствующего запрещающего показания переездной сигнализации, выезжали на железнодорожный переезд, пытались объехать заграждение, обогнать стоящие впереди машины, тем самым провоцировали столкновение.

    У Петербурга есть своя специфика. В городских условиях чаще всего нарушение правил проезда железнодорожного переезда происходит на участках с интенсивным движением автотранспорта. Например, Хасанский железнодорожный переезд в Невском районе и железнодорожный переезд у станции метро "Удельная". Кроме того, большое количество нарушений допускается на переездах, пересекающих несколько железнодорожных путей, для преодоления которых водителю требуется определенное время.

    Валерий Солдунов: Водители неадекватно оценивают опасность. Здесь четко работает принцип: "Авось проскочу, ехать всего каких-то 10 метров". Не учитывается тот факт, что поезд приближается очень быстро и что автомобиль может заглохнуть на рельсах. Сами переезды закрываются на достаточно продолжительное время. Как можно оценить пропускную способность магистралей, на пути которых есть такие объекты?

    Юлия Говина: Большинство железнодорожных переездов, расположенных в створе магистральных улиц, является "узкими местами" транспортной системы.

    Олег Колесов: Например, при проверке переезда "Песочный" установлено, что автомобильная дорога пересекает соединяющие парк станции "Автово" с 4-м районом Морского порта. На этом участке в ряде случаев (при движении маневренного состава) переезд закрывается на длительное время, что ограничивает возможность постоянной го- товности спасательной службы к чрезвычайным ситуациям.

    Григорий Кудрявцев: Это на самом деле очень серьезная проблема. В Петербурге есть переезды, которые закрываются на полчаса-час. А светофор загорается не перед самым прибытием поезда, а за несколько минут. Это расхолаживает водителей, которые уверены, что успеют проехать до приближения состава.

    Валерий Солдунов: Проблема еще и в том, что водители, подъезжая к работающему переезду, не знают, сколько времени осталось до его закрытия. Не так давно Всероссийское общество автомобилистов выступило с инициативой устанавливать на переездах таймеры с обратным отсчетом. Эта инициатива обсуждалась с ОАО "РЖД" и минтрансом. Сейчас проходит процесс ее согласования. В пилотном режиме такой таймер устанавливался на одном из переездов в Ленинградской области.

    В основу технологии положены данные со специальных датчиков, установленных на определенном расстоянии от переездов. Они фиксируют появление поезда и передают сигнал о том, что поезд следует с определенной скоростью, и указывают, через какое время он окажется у переезда. Соответственно, водители видят на таймере реальное время и рассчитывают, как им поступить: проехать или подождать.

    Существуют ли технологии, которые не давали бы машине выехать на закрытый переезд?

    Максим Рябович: На железнодорожных линиях широко применяются устройства, исключающие въезд на закрываемые железнодорожные переезды. Например, на участках скоростных линий Санкт-Петербург - Москва, Санкт-Петербург - Бусловская используются специальные, так называемые противотаранные устройства, представляющие из себя мощные шлагбаумы, которые полностью перекрывают проезжую часть и способны выдержать удар груженного автомобиля "КамАЗ", следующего со скоростью 40 км/ч. Их просто нельзя не заметить. На железнодорожных переездах, оборудованных такими устройствами, осуществляется дежурство работника. Следует отметить, что водители и такие конструкции таранят. Был случай, когда водитель не справился с управлением грузовой "Газелью", на скорости 40 км/ч въехал в это устройство. Столкновение с поездом удалось предотвратить, люди не пострадали, но сам автомобиль после такого удара восстановлению, конечно, не подлежит.

    Кроме того, на железнодорожных переездах с интенсивным движением автотранспорта, например расположенных в черте населенных пунктов, используются шлагбаумы и так называемые "устройства заграждения переезда" - это щиты, которые поднимаются при запрещающем сигнале переездной сигнализации и препятствуют выезду автомобиля непосредственно на железнодорожный переезд.

    Что заставляет людей таранить щиты, врезаться в ограждения?

    Максим Рябович: Очень часто приходится сталкиваться с тем, что водитель - виновник ДТП - находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Например, на железнодорожный переезд, расположенный в Волховстроевском районе Ленинградской области, оборудованный переездной сигнализацией, выехал автомобиль. Причем, водитель не пытался проскочить перед поездом, состав уже шел, то есть автомобиль влетел в него. Это свидетельствует о том, что человек, находившийся за рулем, в принципе был не способен управлять автомобилем, но все равно сел и поехал.

    Многие помнят трагедию, которая произошла два года назад в Выборгском районе Ленинградской области, когда на 139-м километре линии Приморск - Советский на железнодорожном переезде дизель-поезд столкнулся с рейсовым автобусом. В результате на месте происшествия погибли машинист и три пассажира автобуса. Тяжелые травмы получили 13 человек. В ходе расследования данной аварии выяснилось, что водитель рейсового автобуса в момент ДТП находился в состоянии наркотического опьянения, впоследствии он был осужден на шесть лет лишении свободы.

    Так что же делать с лихачами, теми, кто садится за руль нетрезвыми?

    Максим Рябович: Повышать штрафы за нарушения правил проследования железнодорожных переездов. Сейчас компанией ОАО "РЖД" на уровне минтранса Российской Федерации инициирован пересмотр документов нормативно-правового характера в области железнодорожного транспорта, в части повышения ответственности водителей транспортных средств за нарушение правил пересечения железнодорожных переездов. В настоящее время степень ответственности за подобное правонарушение несоизмерима с возможными последствиями. Предлагается повысить размер штрафа до 30 тысяч рублей, также лишать водителей прав управления транспортным средством на максимально возможный срок.

    Что сейчас делается, чтобы предотвратить ДТП?

    Максим Рябович: Проводится профилактическая, разъяснительная работа с водителями транспортных средств, в том числе и в автотранспортных организациях. Естественно, в обязательном порядке железнодорожники следят и за исправным техническим состоянием железнодорожных переездов.

    Культура вождения оставляет желать лучшего. Водителей транспортных средств становится больше, количество машин на транспортных магистралях растет. Чаще всего нарушают правила дорожного движения и попадают в ДТП водители возрастом от 25 до 39 лет, с небольшим стажем вождения. Возможно, дисциплинированных водителей и правда становится больше, но одновременно увеличивается и количество тех, кто игнорирует правила и подвергает опасности себя и окружающих, поэтому необходимо усиливать меры безопасности на железнодорожных переездах и постоянно вести профилактическую работу. Чем больше водителей поймут, что сэкономленное время не идет ни в какое сравнение с возможными последствиями от ДТП, тем больше трагедий удастся предотвратить.

    Олег Колесов: Работниками железной дороги в установленном порядке дважды в год проводятся проверки всех железнодорожных переездов, в ходе которых исследуются вопросы состояния проезжей части, переездной сигнализации, электрического освещения, наличия дорожных знаков, направляющих столбиков, пешеходных дорожек, шлагбаумов и других составных частей инфраструктуры железно- дорожных переездов. Проверки железнодорожных переездов проводятся также органами прокуратуры. Так, в текущем году Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой проведены проверки исполнения действующего законодательства на железнодорожных переездах общего пользования ОАО "Балтийский судомеханический завод", участка дороги на перекрестке улиц Косая линия и Детская и других.

    Можно ли вообще исключить аварии на переездах?

    Максим Рябович: Самый надежный и действенный способ снижения аварийности на железнодорожных переездах - это их закрытие, с перенаправлением автомобильных потоков на путепроводы. В текущем году на полигоне Октябрьской железной дороги было закрыто 36 железнодорожных переездов из более чем 1400. Но закрыть все переезды в один момент невозможно, ведь строительство путепроводов - это колоссальные финансовые вложения и траты. Строительство подобных объектов финансируется из федерального бюджета, при этом часть расходов по строительству путепроводов компания ОАО "РЖД" берет на себя. С властями субъектов подписаны соответствующие соглашения о закрытии в ближайшее время еще четырех переездов, один из которых расположен в границах Петербурга, один в Тверской области и два в Ленинградской области.

    В октябре был закрыт железнодорожный переезд в Комарово. Многие жители поселка переживали, что если весь автомобильный поток будет перенаправлен на развязки, к ним дольше будет ехать "скорая". Оправдались ли их опасения? Испытывают ли люди неудобства от закрытия переезда?

    Алексей Куимов: Следует отметить, что, согласно проведенному хронометражу, железнодорожный переезд до строительства развязки был закрыт в среднем на 9 с половиной часов ежесуточно по причине пропуска проходящих поездов, включая скоростные "Аллегро" и "Ласточка". Постоянное закрытие переезда, а это 16 раз в сутки, не обеспечивало доступ автотранспорта, в том числе и проезд машины "скорой помощи", в северную часть поселка Комарово. И только строительство путепровода позволило обеспечить беспрепятственный проезд транспортных средств в любое время суток. Важно подчеркнуть, что с момента закрытия железнодорожного переезда обращений по поводу случаев задержки прибытия бригад "скорой помощи" и других экстренных служб в администрацию района не поступало. В Петербурге уже несколько лет обсуждается вопрос строительства путепровода, который должен перенаправить автомобильные потоки с железнодорожного переезда в створе улицы Туристской. Но строительство так и не началось. Почему?

    Юлия Головина: К сожалению, возможности бюджета не позволяют реализовать все проекты планируемой транспортной инфраструктуры. Кроме того, с учетом технологии продолжения Невско-Василеостровской линии в Приморский район, начать строительство путепровода в створе Туристской возможно только после открытия станции метро "Яхтенная", то есть не ранее 2023 года.

    Поделиться