15.12.2017 09:15
    Поделиться

    Жительницы Дагестана в реалити-шоу вернулись на 100 лет в прошлое

    Жительниц Дагестана вернули назад в прошлое
    Участницы первого в республике реалити-шоу почти месяц жили как их прабабушки сто лет назад: носили воду из родника, собирали хворост в лесу, кололи дрова, доили коров, учились ткать ковры и выделывать бараньи шкуры. Но самым тяжелым испытанием стало задание - слепить навозные "лепешки".

    Проект "Возвращение" придумали тележурналисты Патима Магомедова и Назира Алиева и готовились к нему год. Привлекли спонсоров, историков-этнографов и известного дагестанского психолога Гаджи Шамова, который стал членом жюри. На участие в кастинге подали заявки 94 конкурсантки из разных городов и районов республики, и даже дагестанки, которые уже давно живут в других регионах России.

    - Нам надо было выбрать 12 участниц, разных по возрасту, социальному статусу и внешним данным, - говорит Патима Магомедова. - Особых критериев в отборе не было. Пожалуй, самое важное, чтобы это была девушкой с харизмой. В итоге в проект попали учительницы, руководитель благотворительного фонда, писательница, психолог, домохозяйка и даже сотрудница охранного агентства - всего 11 человек. 12-й была модель и визажист, но она испугалась, что не выдержит, и отказалась от участия в проекте.

    Съемочной площадкой на 20 дней стало высокогорное село Хоредж в Хивском районе, расположенное на склоне горы Ишна-Хъала (гора Плача). Во времена монголо-татарского нашествия с этой горы сбрасывали в ущелье защитников села, женщин и детей. Оно находится у самого входа в знаменитое ущелье Магу-Дере, ставшее серьезной преградой захватчикам, идущим в Северный Дагестан. Большому войску надо было очень долго пробираться через ущелье: проходить по узкой тропинке можно было только по одному. Сейчас сквозь ущелье построена хорошая дорога.

    Участниц конкурса поселили в каменном доме без света и газа в сохранившейся старой части селения. Спонсоры помогли восстановить интерьер и предметы быта XIX века, были сшиты и национальные костюмы горянок, подобраны украшения.

    - Как только мы приехали, у нас забрали телефоны, косметику и разделили на две команды. Конкурсы начались с первого же дня. Мы должны были на себе прочувствовать все трудности быта дагестанских женщин. Я к этому была готова, так как изучаю историю жизни и быта горянок XIX века. Еще до начала проекта написала несколько статей, посвященных данной теме, и когда узнала, что есть возможность окунуться в то время, ухватилась за эту идею. В каком именно селе нас поселят, организаторы шоу держали в секрете до последнего. Теперь Хоредж останется навсегда в моем сердце. Это очень красивое село, где живут гостеприимные жители, встретившие нас как своих детей, - с теплотой вспоминает участница проекта Хасбат Тилакаева.

    Некоторых девушек, привыкших к городскому комфорту, бытовые условия сразу повергли в шок. Спать надо было на матрацах, набитых сеном, мыться в тазике. Зубные щетки и пасту заменяли соль и листья орехового дерева, не было никакого шампуня. Зато каждой выдали по корове. Ее надо было доить рано утром и вечером и выгонять на пастбище.

    Весь день новоиспеченные горянки из прошлого крутились как белки в колесе. Помимо конкурсов и забот о персональной буренке была масса обязанностей. Надо было ходить за водой на родник, стирать в речке, собирать хворост в лесу, колоть дрова, печь хлеб, готовить еду.

    - Это было очень интересно. Правда, в первые дни было непривычно жить без света, с керосиновыми лампами. Потом такие условия быта мне даже стали нравиться. Вместо чая заваривали чабрец и мяту. Сложнее всего было полное отсутствие сладостей, моих любимых шоколадок - вот из-за чего я каждый день плакала там, - признается одна из участниц, учительница истории. - Трудно было привыкнуть к тому, что жили все в одном доме, и на кухне хозяйка не ты одна, а еще десять таких же. Но мы старались поделить обязанности между собой, помогать друг другу.

    - Очень повезло команде, в которой оказалась Зайнам Булачова, которая работает охранником в ЧОПе. Она более подготовлена к тяжелому труду и некоторые обязанности брала на себя. С легкостью колола дрова, например. За отличную физическую форму девушки прозвали ее Рэмбо, - говорит Патима Магомедова.

    Конкурсов было очень много. Например, надо было приготовить домашнюю колбасу по-горски, причем соблюдая технологические приемы прабабушек. Мясо они рубили топором на мелкие кусочки, вместо лука использовали тыкву. И главное, надо так промыть кишки, чтобы они скрипели от чистоты и при этом не порвались. Для конкурса специально зарезали барана, и участницы потом должны были выделать его шкуру. Получился пушистый белый коврик - такими были устланы полы во многих домах горцев.

    Вопрос на засыпку

    Какой конкурс был наиболее трудным для участниц?

    Назира Алиева: Изготовление кизяков! В заранее вырытую огромную яму свезли коровий навоз, и надо было голыми руками, без перчаток сформировать лепешку и повесить ее на стену дома для сушки - так в старину готовили топливо для печи. Не каждая современная девушка может на такое согласиться. Участницы, преодолевая отвращение, лепили навозные "лепешки" и клеили их на стену. Некоторые со слезами на глазах. Вы спросите, ради чего такие жертвы? И хотя победительница должна получить главный приз - 100 тысяч рублей, дело даже не в этом. Было скорее желание дойти до финала и доказать: я смогу, я справлюсь!

    Хасбат: Я до последнего надеялась, что испытания кизяками не будет. Но пришлось побороть брезгливость. Оказавшись в трудных бытовых условиях, начинаешь совсем по-другому смотреть на жизнь, начинаешь понимать, как тяжело жилось горянкам, но они, в отличие от нас, никогда на это не жаловались. Они умели ценить то, что есть. Это я советую и всем нам.

    Выводы

    Назира Алиева, тележурналист:

    - Мы пришли к выводу, что женщина в Дагестане не была угнетенной, как принято считать. Женщины в горах часто брали на себя мужскую работу, так как глава семьи уезжал на заработки. Важные решения в семье они тоже принимали самостоятельно. И какой бы тяжелой ни была физическая работа, женщина не чувствовала себя униженной, потому что кормила свою семью. Дагестанки, которые жили на равнине, больше зависели от того, что велит муж, но зато им не приходилось выполнять трудную физическую работу. Кстати, это сказалось и на внешнем виде горянок. Те, что жили высоко в горах, никогда не были полными.

    Поделиться